35 лет со дня чернобыльской трагедии. Личные воспоминания сотрудников Гродненского медицинского университета
26 апреля 2021 года исполнилось 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Катастрофа нанесла большой ущерб, став бедствием национального масштаба. Ее последствия затронули многие страны – под серьёзным ударом оказалась и белорусская земля. Память об этой трагедии жива до сих пор.
В Гродненском государственном медицинском университете работают сотрудники, имеющие статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поговорили с теми, кто напрямую столкнулся с этой трагедией.
Татьяна Ровбуть окончила Гродненский государственный медицинский институт в 1983 году по специальности «Лечебное дело». Спустя год молодой врач-терапевт вместе с мужем, врачом-хирургом, уехали по распределению в город Хойники Гомельской области.
– В 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, мы с мужем с первого дня принимали участие в ликвидации последствий катастрофы, – рассказывает Татьяна Ровбуть, доцент 1-й категории кафедры детских болезней Гродненского государственного медицинского университета. – Тогда в городе сразу было введено военное положение, ведь мы находились примерно в 50 километрах от самого Чернобыля. Из зоны отчуждения к нам привозили людей. Мы оказывали им первую необходимую помощь: обследовали пациентов, измеряли дозу облучения. Помимо этого, принимали участие в эвакуации населения, проводили лекции и противоэпидемические мероприятия. Мы тогда сутками жили в больнице. Защищались максимально: носили спецодежду, пили йод. Продукты, вода, другие вещи – всё было привозное. Все не до конца понимали, что происходит. Медики осознавали объём трагедии, однако весь её масштаб представить не могли.
Татьяна Ровбуть вместе с мужем проработали так полтора года. После распределения, в 1987 году вернулись в Гродненскую область – в город Щучин. Здесь Татьяна Ивановна работала участковым терапевтом, муж врачом на скорой.
В 1990 году Татьяна Ивановна поступила в Специальную клиническую ординатуру по педиатрии на базе кафедры педиатрии педиатрического факультета Гродненского государственного медицинского института с углубленным изучением французского языка.
Спустя 30 лет Татьяна Ровбуть остаётся в медицине и продолжает работать в Гродненском государственном медицинском университете.
В 2016 году указом Президента Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную работу, личное мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации чрезвычайной ситуации, значительный личный вклад в преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС доцент 1-й кафедры детских болезней Татьяна Ивановна Ровбуть награждена медалью «За отличие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Лидия Шлыкович, лаборант 1-й категории Гродненского медуниверситета, также имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. В 1986 году, на момент трагедии, женщина работала лаборантом в Островецкой районной больнице. А в феврале 1987 года Лидию Ильиничну на две недели командировали в больницу в Хойники.
– Врачей и средний медицинский персонал командировалииз разных городов Беларуси, – рассказывает собеседница, – когда приехали в Хойникскую больницу, там была одна заведующая. Нас было 4 лаборантов. Кто-то работал в поликлинике, кто-то выезжал на вызов с педиатром, кто-то закреплялся в стационаре. Город после аварии на Чернобыльской АЭС не был полностью пустой, да и где-то в деревнях остались люди. Им мы оказывали медицинскую помощь.
После командировки Лидия Шлыкович вернулась на работу в Островецкий район. А в 1995 году переехала в Гродно. И по сегодняшний день Лидия Ильинична работает в Гродненском медуниверситете.
На момент чернобыльской трагедии Владимиру Королю был 31 год. Он работал в ГАИ Гродненского облисполкома. Казалось, что сфера деятельности другая – не медицинская, и авария молодого мужчину не коснётся. Но в сентябре 1987 года Владимира Николаевича включили в сводный отряд Гродненской области по линии ГАИ и командировали на месяц в Хойники.
– Мы знали, куда едем. Знали о трагедии, которая произошла на Чернобыльской АЭС. Но радиация ведь невидима. Это когда война идёт – стреляют, слышно. Поэтому всю опасность радиации мы не представляли. Нам выдали серую форму, и мы приступили к работе, – рассказывает Владимир Король. – Наш пост располагался на дороге Брагин-Гомель. Мы осматривали машины, которые ехали в Гомель. У нас был дозиметр, которым проверяли радиационный фон. Машины загонялись на обработку и после уже следовали в Гомель. Наша смена длилась по 12 часов. На посту стояли 2 человека, в это время 4 отдыхали, затем мы менялись. Жили там же, нам выделили дом. Вначале, когда мы только прибыли на пост, проверили наше здоровье. И после, по приезде в Гродно, тоже проверили. Также можно было пройти санаторное оздоровление.
Владимир Король 39 лет прослужил в ГАИ, несколько лет проработал в Белтехосмотре. Сейчас второй год работает сторожем в главном корпусе Гродненского медуниверситете.
Богатый опыт в медицинской сфере имеет и Галина Стогний. Женщина проработала 12 лет врачом, преподавала в медучилище и уже более 5 лет работает сторожем в медицинском университете.
Когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, Галине Стогний было 28 лет. В это время молодой врач-терапевт была в Минске на курсах повышения квалификации. В Гродно Галина работала в 4 поликлинике. Сейчас о событиях 35-летней давности участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС вспоминает с горечью в голосе.
– Всего спустя месяц после аварии, в мае 1986 года, нас на две недели командировали в районную больницу в Хойники, – вспоминает Галина Леонидовна, – ехать нам, не очень, конечно, хотелось. Тогда везли целый автобус: и врачи, и медсестры, и другой медицинский персонал. Мы понимали, куда едем, но все же боялись, ведь тогда говорили, что радиация по-другому влияет на молодой организм, нежели на более взрослый. Последствия видны не сразу. Мне еще не было тридцати, а там уже работали медсестры младше меня – девочкам тогда было по 22-23 года. Поэтому командировки, в основном, были двухнедельные.
Работали медики не только в больнице. Были выездные приемы пациентов в деревнях, которых не успели еще эвакуировать из зоны отчуждения.
– По возвращении в Гродно мы ездили на оздоровление в санатории, – дополняет Галина Леонидовна, – от государства у нас были различные льготы, нам давали бесплатные лекарства.
Фото: БелТА и из личного архива Владимира Короля