Александр и Галина Мадекины: семья, где медицина образ жизни
Об основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами. К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.
Во второй городской больнице и сейчас можно услышать о том, каким знаковым был четвертьМадекин века назад приход в коллектив Александра Мадекина. Рассказывают: сначала отнеслись к новому доктору настороженно. Но очень скоро все стали гордиться, что в коллективе работает кандидат медицинских наук, выведший больницу в лидеры среди лечебных учреждений области по инновациям. Казалось, не было ни одного совещания, чтобы офтальмологи не докладывали о нововведениях. Для коллег это было примером, своего рода стимулом совершенствоваться и совершенствовать процесс.
Быстро заслужил Мадекин и признание народное: на операцию к нему стали претендовать попасть со всей Гродненщины. Для областного здравоохранения его врачебный уровень и активность в городской больнице были важными как расширение высокотехнологичной офтальмологической помощи и увеличение ее доступности для населения.
Вторая гродненская горбольница - это новая страница в биографии Александра Сергеевича Мадекина, которая взяла отсчет с начала нового века. Доцент кафедры офтальмологии мединститута и практикующий доктор областной клиники принял предложение и возглавил офтальмологическое отделение в сентябре 2000 года. С его приходом руководство связывало развитие хирургической офтальмологии, активность которой, несмотря на базирование здесь вузовской кафедры, мягко говоря, оставляло желать лучшего.
- Главврач Сергей Михайлович Котов, можно сказать, дал мне карт-бланш, в то же время помог с оборудованием. И я, образно говоря, набросился на работу, сутками напролет пропадал в операционной, в том числе и осваивал новые технологии, - вспоминает Мадекин начало в городской больнице.
На его примере можно проследить, как развивалась хирургическая офтальмология. И не только в границах областного центра, а в гораздо более широком масштабе: гродненское отделение старалось идти в ногу с мировой практикой. Здесь освоили и внедрили методику тоннельной экстракции катаракты, дающей более высокую остроту зрения и быструю реабилитацию пациентов по сравнению со стандартной хирургией. Это была своего рода подготовка для перехода к бесшовной хирургии катаракт, что стало возможным с покупкой факоэмульсификатора.
Благодаря поддержке мэрии Гродно за счет средств городского бюджета в 2007 году приобрели один такой аппарат, а в 2012 году – еще один, более современный факоэмульсификатор. Все это позволило освоить передовую технологию удаления мутного хрусталика. В 2010 году в отделении начинают имплантировать искусственные хрусталики премиум-класса, дающие пациентам возможность видеть очень хорошо после операции на близком и далеком расстояниях, и TORIC ИОЛ, исправляющие астигматизм.
Начали развивать и трансплантационную хирургию. Первоначально трансплантацию роговицы и амниотической оболочки практиковали в основном при острых заболеваниях роговицы и склеры. С учетом такой активности управление здравоохранения облисполкома приняло решение присвоить отделению статус отделения микрохирургии глаза.
При этом заведующий отделением продолжал заниматься наукой. На его счету сегодня семь десятков научных работ. Кстати, еще будучи практическим врачом в Гомельской области Мадекин участвовал в ликвидации последствий чернобыльской аварии. В научных целях изучал воздействие радиации на орган зрения и позже защитил на эту тему диссертацию. Он автор 49 рацпредложений и имеет патент Республики Беларусь на изобретение “Средство для лечения радионуклидной катаракты”.
В 2014 году Александр Мадекин стал одним из первых представителей медицины, удостоенных почетного звания «Человек года Гродненщины».
Сейчас все операции в отделении микрохирругии глаза второй городской больницы выполняются только на микрохирургическом уровне, с использованием операционного микроскопа и самого современного микрохирургического инструментария. Подспорье — мощная диагностическая линия. Хирургическая активность отделения росла из года в год, и сегодня составляет 80 процентов. А годовое число пациентов, которым возвращают радость полноценно видеть мир, превышает две тысячи.
- С самого начала со мной трудятся врачи-офтальмологи Инна Харук, Людмила Кирица, Елена Садовникова. Все имеют высшую квалификационную категорию, прошли обучение по курсам «Микрохирургия глаза» и «Имплантация искусственного хрусталика» в ведущем российском вузе МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова в Москве, а также практические курсы по методике «Факоэмульсификация катаракты», - рассказывает Мадекин, подчеркивая значимость именно коллективной работы и любви к избранному направлению в медицине.
Почему он сам выбрал офтальмологию? Александр Сергеевич точно ответить не может. Однако, если рассмотреть его биографию, есть определенные знаки судьбы.
- Родители для меня всегда были авторитетом и примером, их профессии военного летчика и медика мне нравились. Эти два варианта и рассматривал в старших классах. Больше склонялся к летному делу, но из-за проблем со зрением не прошел комиссию. Возможно в этом и кроется какой-то посыл, что в медицине стал специалистом по глазным болезням, - рассказывает Александр Сергеевич.
Хотя путь в профессии, в которой он стал признанным авторитетом, легким не назовешь. Всего добивался своим трудом. Школу в Волковыске, куда семья переехала по новому месту службы отца, он окончил с золотой медалью. Институт – с красным дипломом. Однако ни отличная учеба, ни общественная активность не помогли закрепиться в Гродно. Поехал в Гомель, оставив оканчивать учебу свою вторую половинку и новорожденную дочь. Они с Галиной поженились, когда он был на выпускном курсе, а она на четвертом. Но то, что человек семейный, на распределении не учитывали.
Еще одним знаком судьбы называет собеседник и то, что в Гомельской областной больнице встретил человека, которого до сих пор вспоминает с благодарностью, -- прекрасного специалиста по офтальмологии и интереснейшего человека Федора Бирюкова. Достаточно сказать, что в нерабочее время он сотрудничал с местной телерадиокомпанией в качестве диктора. Свою врачебную профессию любил и во многом в ней преуспел, «заряжая» этой любовью молодежь.
- Федор Иванович меня многому научил. В том числе и поэтому я без опасений поехал на самостоятельную практику в Корму: там так долго не было офтальмолога, что ветераны войны обратились с просьбой прислать его в вышестоящие органы. Конечно же рассчитывали на специалиста, который сможет оказать грамотную и всестороннюю помощь, - вспоминает Мадекин.
Молодой офтальмолог полностью оправдал возложенные на него надежды. Через год его вернули в область, чтобы занимался большой хирургией. Для этого предоставили возможность учиться в передовых на то время клиниках, в том числе ведущем офтальмологическом центре России, у самого именитого академика Святослава Федорова.
И сейчас в кабинете заведующего отделением микрохирургии глаза второй гродненской больницы Александра Мадекина на видном месте висит портрет академика Федорова, с которым он был знаком лично.
- Слушая лекции академика Федорова, побывав в подобных центрах дальнего зарубежья, в отделении второй гродненской больницы поставил себе задачу во что бы то ни стало сделать центр лечения глаза, оснащенный самыми современными технологиями. И, конечно, немало для этого поработал, - вспоминает Александр Сергеевич.
Однако и у должности, на которой завоевал доверие и признание гродненцев, своя предистория: возвращение в Гродно в клиническую ординатуру, приглашение в мединституте на кафедру офтальмологии: ассистентом, затем доцентом, защита кандидатской диссертации. Практическая же его офтальмология проходила в областной клинической больнице. Кстати, в тот период был такой интересный факт в его биографии: молодому ученому-практику доверили оказать врачебную помощь тогдашнему руководителю области. И Мадекин успешно провел операцию.
Одним из первых в области он выполнил радиальную кератотомию — это операция для коррекции миопии или близорукости, в ходе которой хирург делает небольшие, но глубокие надрезы на роговице. Естественно, что на ответственной должности во второй больнице он занялся другими новациями.
- Честно признаюсь: работу ставил на первое место. Готов был лететь в больницу. Казалось, не было той ночи, чтобы кого-то из нас с женой не вызывали. Галина была врачом, а потом заведовала сложнейшим отделением в кардиоцентре ( сначала это был кардиодиспансер). Человек по природе своей глубоко ответственный, сопереживательный, она своих пациентов пропускала через сердце, - признается Александр Сергеевич.
Надо признать, что тех жителей Гродненщины, у которых фамилия Мадекин ассоциируется с кардиоцентром и врачом-кардиологом Галиной Александровной, не меньше, чем пациентов у ее известного мужа-офтальмолога. Более трех десятилетий она на страже здоровья сердечного: продолжительное время заведовала отделением нарушения ритма и проводимости, которое потом переименовали в отделение интервенционной кардиологии. Все большие перемены в ОККЦ происходили на ее глазах и при ее определенном участии.
Название отделения интервенционной кардиологии в скобках имеет пояснение - сложных нарушений ритма и электрокардиостимуляции, которые говорят сами за себя. Именно сюда на лечение попадают пациенты с опасными сбоями сердечного ритма и проводимости, обморочными состояниями, кардиомиопатиями. Здесь проводится предоперационная подготовка к имплантации электрокардиостимуляторов, а с развитием коронарографии добавилась подготовка и послеоперационное лечение при стентировании коронарных и почечных артерий, РЧА аритмий.
- Если еще десятилетие назад имплантации электрокардиостимуляторов были своего рода эксклюзивом, то сегодня в нашем центре их выполняется в год несколько сотен. Кардиостимулятор, который вживляется пациенту под местным наркозом, обеспечивает сердцу четкую работу примерно на 10 лет. Причем в центре пациентов - их «носителей» - постоянно держат под наблюдением, каждый кардиостимулятор требует индивидуальной настройки. В состав отделения входит кабинет контроля и программирования ЭКС, под наблюдением в котором на сегодняшний день находится более 4 тысяч пациентов с кардиостимуляторами, - рассказывает Галина Александровна.
Насчет современных средств борьбы с аритмией поясняет: если аритмия не поддается лечению лекарственными препаратами, современная кардиология прибегает к широкому арсеналу высокоэффективных малоинвазивных хирургических методов. Основной - катетерная абляция: очаг аритмии устраняют радиочастотным воздействием при помощи специальных катетеров, которые вводятся внутрь сердца через сосуды под местной анестезией, без разрезов грудной клетки.
Во всем этом есть своя специфика, и врачу-кардиологу нужно обладать достаточно широкими знаниями. Говорят, что у Мадекиной просто дар кардиолога. Не случайно сегодня в поликлинике кардиоцентра, куда она с недавних пор перешла и где ведет прием, она самый востребованный специалист. Можно смело утверждать, что образное выражение сердце нужно чувствовать сердцем – это про нее, про ее отношение к людям.
А ведь ее путь в медицину и затем в кардиологию тоже простым не назовешь. Сельская девчонка из небольшой деревни в Лидском районе захотела во чтобы то ни стало стать доктором.
- Конкурс в те годы в мединституте был огромным, проходные баллы очень высокими. Экзамен я выдержала, но до высших отметок знаний сельской школы не хватило. Домой вернулась в расстроенных чувствах, без особых надежд на студенчество. Но мой папа надежд не терял и решил поехать в Гродно посмотреть результаты зачисления. Оказалось, я есть в списках студентов! Как раз в тот год в вузе открывали факультет педиатрии и набор увеличили, - откровенно вспоминает Галина Александровна путь в медицину.
Став студенткой, она всецело погрузилась в учебу. Как говориться в народе, «света белого не видела». В вузовской библиотеке ее и приметил старшекурсник Александр Мадекин. А когда вызвался проводить, то выяснилось, что они уже три года живут в одном общежитии. Через год поженились. Примечательно, что став мамой, Галина не ушла в академический отпуск. Справляться с дочкой помогали родители: ее и мужа.
За мужем она поехала в Гомель. Работала врачом-терапевтом на приеме. Параллельно прошла специализацию по функциональной диагностике. Заниматься в этом направлении не планировала. Но именно эти знания помогли определиться с работой по возвращении вслед за поступившим в аспирантуру супругом в Гродно. С вакансиями для медиков в областном центре в то время было архисложно, в результате долгих поисков нашла полставки врача «функционалки» в кардиодиспансере. Там старательного и грамотного специалиста заметили, через некоторое время учли ее желание заниматься лечебной работой и перевели врачом в отделение, где лечились пациенты с инфарктами, а потом и доверили заведовать важным и сложным отделением, которое занималось нарушениями ритма и проводимости.
- Дома мы с мужем практически не задерживались. Но в отношении к работе у нас было полное взаимопонимание. Честно скажу: всегда жалела коллег по профессии, которым их работа не нравилась, а тем более раздражала. Без любви к медицине, к людям быть хорошим врачом невозможно, -- считает Галина Александровна.
Как опытный кардиолог Мадекина утверждает, что такое отношение к профессии важно и для любого человека, его здоровья и самочувствия, в первую очередь для здоровья сердечного. И всем своим пациентам советует получать от жизни положительные эмоции, находить удовольствие казалось бы самых обыденных делах, радоваться каждому прожитому дню.
Весь материал читайте на grodnouzo.gov.by