Анатолий Павлович Майстрович: 30 лет главврач района, Почетный гражданин Щучина, преданный делу и людям
С детства в памяти, с каким почитанием произносили на Щучинщине фамилию Майстрович, отожествляя главврача со всем здравоохранением района. «Лечиться у Майстровича» было надежно, и «строил Майстрович» для людей. Прошли десятилетия, прежде чем познакомилась с легендарным Майстровичем лично. И эта недавняя встреча в его гродненской квартире - вечер воспоминаний дала ясное представление, чем Анатолий Павлович заслужил людские признание и уважение.
Без малого полвека жизни он посвятил медицине. Врачом мечтал стать с детства. Родные настаивали, чтобы поступал в пединститут, где работал дядя. Но он был категоричен: только медицина! Закончив школу (а на занятия ежедневно добирался из деревни Загорины в Мозырь пешком – шесть километров спозаранку и столько же после занятий), сдал экзамены в Мозырское медучилище. Получив диплом фельдшера, принципиально не захотел оставаться в своем райцентре, хотя приглашали.
Распределили в западный регион Беларуси, в направлении значился Василишковский район. На месте выяснилось, что райцентр не в Василишках, а в Острино. Однако работать довелось именно в Василишках.
– Разговорная речь в этих краях несколько отличалась от привычной для меня, но люди были такие же доброжелательные, как у меня на родине. Приняли хорошо. На первых порах называли “практикант”, через некоторое время – “фельдшер”, а потом уж и “доктор”. К своей работе я относился с душой, и люди это чувствовали. Намного позже, когда уже окончил Гродненский мединститут и работал главным врачом участковой больницы в Волковысском районе, василишковские депутаты на сессии сельисполкома приняли решение просить отозвать меня в свой поселок, чтобы я возглавил местную больницу. Ну как было отказаться от такого людского доверия? – вспоминает Анатолий Павлович.
Профессию врача он решил получить в Гродненском мединституте после того, как три года проработал в Василишках фельдшером. И стал студентом. Багаж медицинских знаний был подспорьем в учебе, но это не расхолаживало - хотелось пополнить его по максимуму. Диплом получил в 1966 году и сразу по распределению занял должность главного врача Монтяковской участковой больницы (тогда это был Волковысский район). Именно Монтяки стали местом начала его работы не только как практического врача-лечебника, а своего рода строителя - при нем в деревне появилось новое здание больницы.
Из Монтяков он, поддавшись на уговоры василишковцев, уже в качестве главврача участковой больницы вернулся в Василишки. Пять лет был на страже здоровья сельчан этой зоны, без преувеличения, и днем, и ночью. Не было того уголка, куда бы не добрался Майстрович: поначалу на повозке, а позже на служебном К-750 – мотоцикле с коляской, которым был поощрен за работу министром здравоохранения.
Признается: Василишки навсегда вошли в его сердце. Долгое время жил с мечтой построить там новую больницу. И позже, уже будучи главврачом района, ее осуществил.
Переводя Майстровича из Василишек в районную больницу, районные власти, вероятно, делали это с прицелом: только полгода Анатолий Павлович заведовал отделением терапии, а потом получил предложение стать у руля районного здравоохранения.
– Первый секретарь райкома партии Иван Григорьевич Мошко вместе с заведующим облздравоотделом Федором Антоновичем Богдановичем обошлись без предисловий и объяснений. Озвучили предложение стать главврачом районной больницы и, по –моему, просто для проформы дали ночь подумать. Хотя никакого другого ответа, кроме положительного, они от меня и не ожидали. Потому что уже через день меня ждали на утверждение в области. Сел на рейсовый автобус и поехал, и обратно в тот же день тоже общественным транспортом вернулся озадаченный поднять здравоохранение района на новый уровень, - вспоминает Анатолий Павлович.
И Майстрович со свойственным ему напором взялся за дело. Вспоминает: вроде бы работа была недалеко от дома, но дома он мало бывал. Ни один рабочий день не начинал позже семи часов утра, а часто бывало, что заканчивал за полночь. И этот распорядок сохранял на долгие годы. Первое время даже ночью инспектировал разбросанные по всему городу больничные корпуса, пока не убедился, что наведен полный порядок. Было даже, что на его чрезмерное рвение жаловались в райисполком. Мошко даже в сердцах однажды высказался: дескать, взял руководителя на свою голову. Но понимая, что порядок в отрасли нужен, главврача поддерживал.
И все же самой главной своей задачей для того, чтобы поднять здравоохранение, Анатолий Павлович считал создание условий для лечения людей и работы медперсонала.
С послевоенных лет до начала семидесятых годов корпуса Щучинской больницы – деревянные двухэтажки и одноэтажки были разбросаны по всему городу. Отдельно стационар терапии и педиатрии, хирургия и гинекология, инфекционная больница, поликлиника, скорая помощь, детская консультация. Воплощать идею единого больничного комплекса Майстрович принялся с первых дней в должности главврача.
– В 1977-ом мы возвели административное здание больницы, детскую консультацию и стоматологическое отделение. А ещё через четыре года сдали в эксплуатацию пятиэтажный корпус, где разместились семь отделений, аптека, рентген-кабинет, функциональная диагностика… По тем временам это был настоящий прорыв, это – моя гордость! Но останавливаться не в моих правилах. В 1991-м в пристройке к поликлинике справили новоселье сотрудники скорой помощи и профильные специалисты, - рассказывает Анатолий Павлович.
При этом признается: в те далекие годы в райцентрах рассчитывать на медицинскую новостройку было проблематично. Немало порогов пришлось обивать, чтобы получить «добро» строить. А потом еще и стройматериалы добывал. Чтобы осуществить задумку с пятиэтажным стационаром, он с тогдашним председателем райисполкома Владимиром Ивановичем Демьянковым раз пять, а то и более (сейчас уже и не припомнит точное число), ездили в столицу, добивались приема в высоких кабинетах.
А сколько было сделано на селе! Построили больницы в Василишках и в Орле, поликлинику в Острино, амбулатории в Новом Дворе и Демброво. В новом типовом трехэтажном здании справила новоселье городская больница с поликлиникой в Желудке. По сути улучшили условия все медицинские объекты, а было в районе 11 больниц, 36 фапов и три здравпункта.
– С высоты нынешнего времени такая структура может показаться даже расточительством. Но тогда в районе насчитывалось более восьмидесяти тысяч жителей. Это сегодня у нас до каждой деревеньки асфальт, а тогда оперативно добраться, особенно зимой и ранней весной, было проблематично. Скорая помощь существовала, но старые машины часто вынуждено простаивали - не было запчастей для ремонта, не хватало бензина. Особенно тяжело было в период так называемой перестройки, - рассказывает Анатолий Павлович.
И в подробностях вспоминает, как раз за разом сам ездил в столицу к машиностроителям и буквально выпрашивал запчасти для передвижного флюорографа. Бывало, рассчитываться главврачу приходилось из собственного кармана. А какая альтернатива? Ведь передвижной аппарат для борьбы с туберкулезом был необходим как воздух.
За транспорт он получил единственный за тридцать лет работы на посту главврача выговор от районного начальства. Не мог смотреть, что весь больничный автопарк стоит под открытым небом и, не дождавшись проектов и согласований, начал строительство гаража. Вроде бы доброе дело, но в нарушение правил. На это и указали в райисполкоме, озвучив вынужденное наказание. – Знал, что по голове не погладят. Но когда касалось общего дела, упрямства и решительности у меня хватало. Не для себя же старался – для людей, - признается Анатолий Павлович.
Специального транспорта для главврача не было – пользовался Майстрович больничным «козликом» - так называли в народе машину с брезентовой частью кузова из-за сходства ее на ходу (она сильно подпрыгивала на дорожных неровностях) с прыгучими домашними животными.
Как толковый хозяйственник главный врач района славился на всю Щучинщину. Знали в районе и о том, что спрашивает он со своих подчиненных за дело со всей строгостью.
С оговоркой, что возможно то время он немного идеализирует, сам Анатолий Павлович сейчас утверждает: медработников его поколения принуждать к работе не приходилось, все относились к делу со всей ответственностью. Что от них руководитель требовал? В первую очередь, чтобы к людям – своим пациентам подходили со всей душой. И все знали: не дай Бог кто-то Майстровичу пожалуется, спуску не будет. Спрашивал и за порядок, чистоту в лечебных учреждениях. Кстати, ремонты тогда делали большей частью своими силами. Даже в райбольнице, когда удавалось достать стройматериалы, на время закрывали отделение и все сотрудники - от врача до санитарки становились ремонтниками. В каждой сельской больнице была своя прачечная. И несмотря на то, что поначалу в них стирали и крахмалили белье вручную, в палатах оно было белоснежным.
Анатолий Павлович откровенно признается: его району по сравнению с другими было сложнее в кадровом вопросе. В Щучине дислоцировалась воинская часть, и молоденькие «докторессы» быстро находили себе мужей и уезжали по месту их новой службы. Чтобы привлечь и привязать к местности врачебные семьи и мужской контингент, главный врач проявлял настойчивость в решении жилищной проблемы. С жильем в семидесятые годы было архисложно, но двухкомнатную квартиру для молодого хирурга в райцентре выделили. И Иван Рафаилович Луневич до конца дней работал бок о бок с главврачом и пользовался среди пациентов огромным авторитетом.
Как о еще одном своем верном соратнике говорит Анатолий Павлович об Алексее Ильиче Панине. Приехал он в Щучин по распределению после окончания мединститута в Курске. Уролог был, что называется, от Бога. По этому профилю люди до сих пор к нему обращаются. Благо, что несмотря на возраст, он остается в медицине: и на должности фельдшера его профессионализм служит людям.
– Считал, что как главный врач несу личную ответственность за все, но главное – за здоровье людей. Такого арсенала лекарств как ныне не было, болезни, случаи которые сейчас единичны, распространены. Но мы работали на совесть: лечили, вакцинировали, вели диспансеризацию. Никогда не забывал, что я прежде всего лечащий врач. Не только строил, занимался организационными вопросами, но и лечил, стремился совершенствоваться профессионально, получил высшую квалификационную категорию врача-терапевта, – рассказывает Анатолий Павлович. Оставив пост главврача, он, пока позволяли силы, продолжал врачебную практику в терапевтическом отделении.
Почти полвека Заслуженный врач БССР Анатолий Павлович Майстрович верой и правдой служил медицине.
– Всегда поступал как подобает руководителю и члену партии, – признается Анатолий Павлович и рассказывает, что партийный билет у него сохранился до сих пор. А еще как дорогую реликвию бережно хранит приглашение в столицу на празднование Дня Победы, подписанное Главой государства Александром Григорьевичем Лукашенко.
Сегодня у него есть законный повод гордиться тем, что за годы его работы главным врачом здравоохранение района вышло на новый высокий уровень, а заложенные им традиции достойно продолжены. О чем и говорил, выступая на торжествах к юбилею райцентра в 2017 году, тогда ему присвоили звание Почетного гражданина Щучина. Кстати, в числе почетных граждан этого райцентра и еще один представитель сферы здравоохранения – бывший заведующий хирургическим отделением Иван Рафаилович Луневич.
– Счастлив видеть город-юбиляр столь обновлённым, праздничным и по-настоящему красивым, рад приветствовать на этом великолепном торжестве знакомых и незнакомых людей – наших дорогих земляков. По секрету признаюсь: очень приятно быть Почётным гражданином такого замечательного города, ощущать, что столь высоко оценены вложенные силы в развитие здравоохранения региона, бессонные ночи у постели больного, любовь к людям и к делу, которому посвятил жизнь, – сказал Анатолий Павлович с трибуны.
Два года назад большая делегация со Щучинщины во главе с заместителем председателя райисполкома приехала к Майстровичам в Гродно, чтобы поздравить легендарного главного врача с восьмидесятипятилетием. Анатолий Павлович и супруга Кристина Семеновна радушно встретили гостей, и конечно же, благодарили за добрую память. Кстати, вместе они уже более полувека. Познакомились в Василишках, куда юная медсестра вернулась после окончания медучилища двумя годами позже будущего мужа.
Анатолий Павлович признается, что семейные хлопоты были на плечах супруги и благодаря ей у него всегда был надежны тыл. При этом она не оставляла медицину, работала акушеркой, медицинской сестрой. По родительским стопам в профессии пошли и трое их детей.
Сегодня супруги живут в областном центре. Признаются: трудно было расставаться с любимым райцентром, с людьми, безграничным уважением которых пользовались и которых с полным правом называли земляками. Но еще труднее было оставаться там, где все напоминало о детях: оба их взрослых сына трагически погибли практически с интервалом в год. Да и здоровье стало подводить, а здесь поближе к дочери – сейчас их квартиры в одном подъезде.
Анатолий Павлович рассказывает мне, что он в курсе, как развивается сегодня отечественное здравоохранение. Гордится, что очень многое делается на Гродненщине и в его родном Щучинском районе. Каждая новостройка, каждая новая операция для него своего рода бальзам на душу. Потому что душа его всегда принадлежала и продолжает принадлежать медицине.
Ваш жизненный девиз?
Делать для медицины все, что можно, и как можно лучше!
Что пожелаете молодому поколению медиков?
Следовать клятве Гиппократа, быть человеком с душой и поступать, по совести.