Пресс-центр Новости

Игорь Георгиевич Жук: путь от студента до ректора, с заботой об альма-матер и с почтением к преемственности поколений

06 августа 2024 — 08:45

Об основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами.  К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.

До сих пор в памяти откровения двухлетней давности одного именитого профессора Гродненского медуниверситета: в вузе единодушно не просто ждут, а жаждут, назначения ректором Игоря Жука. Их выпускник, коллектив знает как свои пять пальцев, сам ученый - посему и науку поддержит, а главное, человек он мудрый, рассудительный, открытый и доступный, с уважением к людям. Таким его помнят по временам, когда был первым проректором, и не понаслышке знают, что высокие государственные должности заместителя председателя облисполкома и председателя областного Совета депутатов на его характер не повлияли.

 То, как ждали и как приняли нового ректора в его альма-матер, конечно, дорогого стоит.

 А что означает возвращение в родной вуз для самого Игоря Георгиевича? Сегодня, по прошествии более двух лет, определенные выводы можно сделать. Об этом и спросила при встрече.

- Каждый новый поворот в моей жизни происходил отнюдь не из-за личных интересов. В свое время, еще будучи школьником, осознанно выбрал медицину и считал своим призванием лечить людей. Но так получилось, что получал предложения, с ней напрямую не связанные. А раз мне предлагают, значит доверяют. И как человек государственный, всегда считал своим долгом оправдать это доверие. Так и с должностью ректора: Президент сказал, что мое назначение — это пожелание всего коллектива, и он его поддерживает. Такое признание руководителя государства и отношения своей альма-матер мне очень дорого, хотя и накладывает большую ответственность, - отвечает на мой интерес Игорь Георгиевич.

В продолжение уместно привести своего рода статистику. Когда Игорь Жук стал студентом-первокурсником, гродненскому меду исполнилось пятнадцать. В год назначения его первым проректором вуз отмечал сорокалетие. Ректором он стал в преддверии 65-летия, и празднование даты прошло уже с его непосредственным участием.

- В период работы в органах госуправления с родным вузом связи не терял, в том числе продолжал работу профессором на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. Знал, чем живет университет, гордился его успехами. Конечно, время не стоит на месте, требуя постоянного совершенствования. Поэтому понимал, что почивать на лаврах не получится, - признается Игорь Георгиевич.

Замечаю: наверное, легче поднять авторитет организации, чем удержать, а тем более поднимать планку и так поднятую на большую высоту. Гродненский медуниверситет - вуз титулованный, всегда был популярным среди молодежи, с грамотным остепененным коллективом преподавателей.

- Каждый из предшествующих руководителей внес свою лепту в его развитие. Но такое наше стремительное и многогранное время, что требует движения вперед и открывает возможности для совершенствования. Огромные задачи стоят перед вузовской наукой, на которую, можно сказать, уповает наше отечественное практическое здравоохранение. Опять же, хорошо учить студентов, которые завтра пополнят ряды непосредственных борцов за здоровье людей, могут только преподаватели высокой квалификации, и такие кадры надо готовить, - перечисляет точки приложения сил Игорь Георгиевич.

 Безусловно, на первом месте остается качество подготовки специалистов для сферы здравоохранения. Эта работа многогранная и включает не только вооружение студентов медицинскими знаниями. Важно, чтобы новоиспеченные специалисты имели твердую гражданскую позицию, приходили на рабочее место с чувством гордости за свой вуз и свою страну, которая создает молодежи прекрасные условия воплотить свои мечты для получения образования и совершенствования в профессии.

 - Молодежь, это наш «золотой запас» на перспективу. Но с ней надо работать, в том числе и по патриотическому воспитанию. Перед коллективом преподавателей ставлю задачу делать это более эффективно, результативно. Нужно было видеть чувства наших студентов, когда к 70-летию принятия Конституции Республики Беларусь мы на университетской площади провели церемонию чествования Государственного флага, который водрузили над главным корпусом. Такое в воспитании патриотизма заменит несколько лекций и бесед, - говорит ректор.

Признается: ему импонирует нынешнее студенчество. Активность и стремление к знаниям те же, и даже выше, чем десятилетия назад. Многие еще со студенческой скамьи активно включаются в общественную работу. И вуз в этом заинтересован, поощряет не только отличную учебу, научный поиск, а и общественную активность. Но раз времена меняются, надо наполнить это, как и другие направления, новым содержанием.

Планов и идей у ректора много. Ведь, как говорится, все прочувствовал на себе, будучи студентом, преподавателем, первым проректором, приобрел большой опыт в органах власти. У заместителя председателя облисполкома идейная и социальная составляющие были поставлены во главу угла. Как председателя областного Совета депутатов, который возглавлял два созыва, Игоря Георгиевича помнят как активного двигателя местных и гражданских инициатив, которые в первую очередь помогали проявить себя молодежи.

 - Медицинское студенчество я хорошо знаю, потому что никогда не терял связи с университетом. И, образно говоря, изучал его не только на занятиях. Приходил на встречи как представитель органов власти и руководитель областной организации общественного объединения «Белая Русь». Особенно ярко раскрывалась молодежь во время диалоговых площадок, которые широко практикуются в области. Это действительно откровенный разговор о любви к своей стране и планах каждого внести свой вклад в ее процветание. Со студентами –медиками мне было особенно интересно, потому что мы говорили, можно сказать, на «одном языке», - отмечает Игорь Георгиевич.

Не понаслышке знаю, что студенты на встречах с известными людьми всегда интересуются у них, что нужно , чтобы достичь жизненного успеха. Закономерно, что будущие врачи спрашивали (да, думаю, и сейчас задают ректору вопросы) об этом у одного из самых именитых выпускников своего вуза Игоря Жука. Он доктор медицинских наук, Заслуженный работник образования Республики Беларусь, внесенный в Книгу Славы области, дважды, в том числе уже будучи ректором вуза, удостоившийся высокого доверия представлять Гродненщину в Совете Республики Национального собрания. Четыре раза его избирали делегатом Всебелорусского народного собрания. В том числе в этом году он участвовал в работе форума в новом качестве конституционного органа.

Игорь Георгиевич отвечает, повторяя своего наставника профессора Дмитрия Андреевича Маслакова: кто стучится, тому открывают, кто дерзает, тому и Бог помогает… Всего можно добиться трудом, упорством и любовью к избранному делу.

Фамилию Маслакова среди своих наставников ректор произносит в числе первых. И ничуть не преувеличивает, называя его человеком-легендой. Дмитрий Андреевич возглавлял медицинский вуз на протяжении 36 лет.

 – Мне посчастливилось работать под руководством Дмитрия Андреевича. Как и многие другие сотрудники университета, называю его своим наставником. Это был мудрый руководитель, за многие годы у руля нашего вуза он создал ту основу, которая помогает сегодня уверенно двигаться вперед. Был сформирован мощный профессорско-преподавательский состав, взят твердый курс на практико-ориентированную подготовку специалистов, развивались и другие направления в научном и образовательном процессе. Как и все последователи Дмитрия Андреевича на должности ректора, стараюсь продолжать и преумножать достижения университета. Считаю, что именно преемственность помогает нашему учебному заведению, образно говоря, не только идти в ногу со временем, но и опережать его, - отмечает Игорь Георгиевич

Добавляет: Маслакова он считает в том числе и примером того, как важно сохранять традиции и уважать своих предшественников. Когда в конце пятидесятых годов в Гродно создавалось высшее медицинское учебное заведение, перед которым ставилась задача наполнить кадрами белорусское здравоохранение, сюда приехали представители различных научных школ со всего Союза. В том числе из Ленинграда, Москвы, а также разных городов Казахстана, Грузии, Украины и других. И каждый педагог привез свою изюминку преподавания, присущую ему лично или его школе. Маслаков завершил успешное объединение этого, положив начало тому, что сегодня с гордостью можно назвать гродненской медицинской школой.

Фотографии преподавателей - первопроходцев можно увидеть в галерее на видном месте в здании главного университетского корпуса. Галерея огромная, ибо в истории вуза много людей , которые внесли большой вклад в науку, в образовательный процесс, прославили учебное заведение в нашей стране и за ее пределами. А в честь бывшего долгие годы ректором Заслуженного деятеля науки Республики Беларусь профессора Дмитрия Маслакова у входа в главный корпус открыта мемориальная доска.  - Мне посчастливилось знать многих из этих людей и учиться у них. Это были личности, преданные делу и студентам. Они нас буквально влюбляли в будущую профессию. На старших курсах ни у кого и тени сомнения не было в правильности выбора жизненного пути, - отмечает Игорь Георгиевич.

В пример приводит заведующего кафедрой общей хирургии, доктора медицинских наук, профессора Ивана Яковлевича Макшанова, который считается основателем научной школы Республики Беларусь в области хирургии. Он приехал в 1962 году в Гродно из Таджикистана, где преподавал в Сталинабадском мединституте. Заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Николай Иванович Симорот в гродненском меде со времени его создания, а приехал из Ворошиловоградского медицинского вуза. Эти люди, а также известные ученые Николай Иванович Батвинков, Иван Петрович Протасевич и другие служили своего рода путеводителями для студентов, в том числе и для Игоря Жука, которых увлекли в хирургию.

Хирургическое направление было для него главным как врача-интерна Минской областной клинической больницы. Затем была практическая работа врача-хирурга Плещеницкой второй районной больницы в Логойском районе. И преподавательскую деятельность в своей альма-матер он начал доцентом кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, позже возглавил эту кафедру. И кандидатскую, а затем и докторскую диссертации посвятил хирургической теме, а конкретнее экспериментальному оперативному лечению самого «капризного» внутреннего органа – поджелудочной железы. Ученая степень доктора медицинских наук ему была присуждена по специальностям «анатомия человека» и «хирургия».

Игорь Георгиевич откровенно признается: ему повезло встречать на жизненном пути людей, которые служили Наставниками с большой буквы. Кроме вузовских знаменитостей, называет Марию Михайловну Бирюкову, которую сменил на должности заместителя председателя облисполкома. Это был в полном смысле лидер, вдохновлявший и словом, и личным примером. Своего рода ориентир для любого руководителя, а тем более для вузовского, которому доверено решение важнейших государственным задач.

Под руководством Игоря Жука гродненский государственный медицинский университет уверенно движется вперед. В очередной раз подтвердил звание лауреата Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, став единственным в стране четырехкратным обладателем этой престижной награды. Удостоен еще одной значимой награды – Гран-при международной бизнес-премии «Лидер года-2023» в номинации «Образование». Так отмечены высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, развитие практико-ориентированного обучения, применение современных образовательных технологий, активная поддержка инновационных разработок, а также расширение международного сотрудничества.

- Поздравляя коллектив с очередным успехом, не устаю повторять: это высокое признание, работа на имидж, но в первую очередь это отличная мотивация для дальнейшей плодотворной деятельности, - отмечает собеседник.

Бесспорно, престиж вуза работает на то, что сегодня в числе его студентов представители более тридцати стран мира. К примеру, только из Шри-Ланки почти восемьсот молодых людей. Игорь Георгиевич рассказывает: то, что в этой стране высокого мнения о нашем университете и есть большой интерес к обучению в Беларуси, он убедился во время поездки туда как руководитель делегации медуниверситета. В то же время они этот интерес еще «подогрели»: в Коломбо, столице страны, открылся образовательный центр, который занимается рекламой гродненского вуза, проводит подбор студентов и профориентацию.

Гродненский университет — первый среди медицинских университетов страны, где внедрена и сертифицирована система менеджмента качества. И международную аккредитацию на соответствие стандартам World Federation for Medical Education получил первым. Это эффективно работает на увеличение экспорта образовательных услуг.

Особое внимание обращает ректор на то, что в подготовке кадров для практического здравоохранения сделан упор на практико-ориентированность.

- Мы первыми в стране открыли медицинскую лабораторию практического обучения с использованием симуляторов и имитаторов медицинских манипуляций, первыми установили виртуальный анатомический стол… Только у нас есть доступная населению анатомическая кунсткамера, – рассказывает Игорь Георгиевич.

И отмечает новое и в этом направлении: лаборатория практического обучения реорганизована в симуляционно-аттестационный центр, на базе которого организуются практические занятия, проводится аттестация студентов и врачей-интернов, внедрена проверка знаний в новом формате - объективный структурированный клинический экзамен . С использованием возможностей симуляционно-аттестационного центра теперь определяется и итоговый уровень овладения практическими навыками среди студентов во время проведения государственных экзаменов.

В плане практического обучения трудно переоценить создание Гродненской университетской клиники. Игорь Георгиевич, в то время будучи председателем областного Совета депутатов, сразу высказался за такую идею теснейшего тандема науки и практики. Сам не раз приезжал в главную клинику , чтобы увидеть процесс перехода ее в новый статус и поделиться своими соображениями с точки зрения бывшего университетского работника и уже опытного государственного служащего и управленца. И хотя непосредственным куратором нового дела специально определен проректор по лечебной работе – заместитель главного врача по клинической работе университетской клиники, восемь научно-практических отделов, которые объединяют ученых и ведущих врачей главной больницы области, у ректора на особом постоянном контроле.

- Мы в буквальном смысле теснее сблизились с клиникой, когда вуз получил площади в здании института биохимии. И еще теснее сблизимся, когда рядом с клиникой построится новый учебный корпус. Идея его возведения принадлежит председателю облисполкома Владимиру Каранику. Мы гордимся, что Владимир Степанович выпускник нашего вуза! Однако его предложение новостройки для вуза -- не бонус альма-матер, а забота о всей системе здравоохранения страны, которой нужны хорошо подготовленные медицинские кадры, - отмечает ректор.

В этом году ГрГМУ отправил кадры для здравоохранения страны в шестидесятый раз. Напутствуя своих «детей», ректор желал им не только состояться в профессии, а и идти в люди с открытым сердцем. Врачи и пациенты должны быть как хорошая семья, где люди умеют слышать друг друга.

- Врач должен быть добрым, уметь сострадать. Таким его хотят видеть пациенты. Так воспитывала врачей советская школа, традиции которые стараемся сохранять, - считает Игорь Георгиевич.

Услышав это откровение ректора, задаю своего рода провокационный вопрос: как ему удается справляться с огромным коллективом, в котором его собственный характер, как я слышала, называют «золотым».

 - Конечно, гаек не закручиваю. Однако спросить могу строго. Не люблю расхлябанности, не обязательности, обмана. Ценю принцип «сказал – сделал» и сам его придерживаюсь. В то же время старюсь вникать в ситуацию, если того требуется, помочь и поддержать человека, будь то преподаватель или студент. В этом плане опять же для меня пример Дмитрий Андреевич Маслаков. Многим он внешне казался слишком строгим, а на самом деле это был человек большой души и огромного сердца, который по-отечески относился к студентам, соблюдая, как настоящий родитель, баланс доброты и строгости, - признается Игорь Георгиевич.

И рассказывает, что в свое время именно ректор Маслаков поддержал его в трудный период жизни и с его легкой руки он реализовал мечты сказать свое слово в науке.

Конечно, когда школьник Игорь Жук со своим другом решили пойти в медицину и целыми днями штудировали учебники, такое навряд ли представлялось.

В семье Жук медиков не было: отец работал в потребкооперации, мама -- бухгалтер. Но родители с радостью поддержали желание сына. В советские времена иметь своего доктора мечтала едва ли не каждая семья, престиж профессии медика был огромным. Поступить же «на доктора» было непросто: в иные годы претендентов-школьных медалистов было почти столько же, сколько мест в наборе. О репетиторстве тогда и речи не было. Определяющими были школьные знания и самоподготовка, причем именно целеустремленность и настойчивость в самостоятельном овладении знаниями были определяющими.

Благодаря настойчивому труду, знаний друзьям-одноклассникам островецкой школы хватило, и они оба стали студентами: один гродненского, другой минского медицинских вузов. Гродно Игорь Жук выбрал по семейным соображениям: на то время в областной центр переехали из «северного» района области его родители. А местом рождения нынешнего ректора ГрГМУ является горпоселок Острино в Щучинском районе. Оттуда семья переехала на новое место работы отца, когда сын был третьеклассником.

Отвечая на студенческий вопрос о жизненном успехе, на примере родителей и на своем собственном жизненном опыте ректор Гродненского государственного медицинского университета Игорь Георгиевич Жук может убедительно демонстрировать молодому поколению, что проявить себя и приносить пользу людям можно на любой должности, в любой точке страны. Государственная социальная политика - это забота о каждом человеке, в первую очередь предоставление широчайших возможностей для самореализации. В свою очередь ректор всегда готов по-отечески поддержать всех ответственных, трудолюбивых и настойчивых будущих и новоиспеченных врачей.

- Ваш жизненный девиз?

- Творить добро.

- Ваши пожелания молодому поколению медиков?

- Хорошо учиться. Работать на совесть. Любить и созидать.

Материал: grodnouzo.gov.by

 

Назад