Интеллектуальная собственность, авторское право и патенты. Как прошло новое занятие в Школе молодого ученого ГрГМУ
В конце сентября стартовал международный проект «Школа молодого ученого ГрГМУ». 14 декабря состоялось еще одно занятие. Оно было посвящено важной и одной из самых сложных тем – интеллектуальной собственности.
Спектр вопросов, затрагиваемых на занятии, был разнообразен. Приглашенный спикер Ирина Ярославовна Фесенко, ведущий инженер по патентной и изобретательской работе, рассказала online-слушателям все тонкости и нюансы этой темы.
– Интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ, услуг, а также фирменные наименования, товарный знак, знак обслуживания и другое. Другими словами, интеллектуальная собственность – это не материальные объекты, а то, что человек создает своим умом, – пояснила Ирина Ярославовна.
Спикер отметила, что правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, составляют самостоятельную подотрасль гражданского права Республики Беларусь. В Гражданском кодексе определяется система объектов интеллектуальной собственности, даются конкретные определения охраняемых объектов, называются условия, при которых осуществляется их охрана, устанавливаются сроки охраны, а также регулируются основные вопросы, связанные с осуществлением и защитой исключительных прав на эти объекты.
Важный вопрос, который поднимался во время занятия Школы молодого ученого, – авторское право. Ирина Ярославовна подробно рассказала о том, что подразумевается под данным термином, как понятие закреплено юридически и подняла немаловажный аспект: категории, на которые авторское право не распространяется.
– Один простой пример: если кто-то в статье описал, как изобрести какой-либо прибор, лекарство, произведение, а другой человек выпускает продукт по этой идее, то здесь авторское право не нарушено. В таком случае надо свою идею запатентовать, чтобы в дальнейшем не было спорных моментов, – отметила лектор и тут же привела другой пример, который часто встречается в практической деятельности: – авторское право имеет свои тонкости, и, бывает, что из-за незнания некоторых аспектов происходят ситуации, которые приводят к судебным разбирательствам. В Республике Беларусь по факту нарушения авторского права много судебных процессов. Например, авторы компьютерных программ передают по договору диск с программой и договор заключается о передаче диска, а авторский договор о передаче права не заключается и потом дело доходит до суда. И в данном случае авторы получают возмещение, потому что по закону произошло нарушение их авторских прав.
Если объяснить более простыми словами, то получается такая аксиома: если мы кому-то дарим свою книгу или продаем ее, мы остаемся ее автором, а передаем только материальный объект.
Еще один интересный момент, затрагиваемый во время занятия, – срок охраны авторского права. Спикер подчеркнула, что право авторства бессрочно, а срок имущественного права (право на воспроизведение, распространение, прокат, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю и так далее) действует в течение жизни и 50 лет после смерти автора.
Следующий блок online-занятия был посвящен патентному праву. Для начала спикер перечислила типичные объекты собственности этого вида: изобретения, как новое решение технических задач и промышленные образцы, как дизайнерское решение, определяющие внешний вид промышленных продуктов, а также товарные знаки, знаки обслуживания и другое.
– Нас больше всего касаются изобретения, полезная модель, компьютерная программа, это то, что даже через наш университет мы регистрируем, – пояснила Ирина Ярославовна, – до 2018 года медицинские способы были патентоспособными, но сейчас их стало меньше. С 2018 года в Республике Беларусь медицинские способы оказания медицинской, диагностической помощи, реабилитация, то есть все, что касается лечения людей, было объявлено общедоступным и патенты на эти способы мы больше получать не можем.
Однако, по словам спикера, перечень того, на что патентное право распространяется, все же широк. Это устройства, приспособления, например раневые покрытия, хирургические инструменты, вещества, новые лекарства и много другое.
– Вопрос патентования очень важный и также имеет свои особенности, – объясняет спикер, – например, помимо вышеперечисленных категорий, мы можем патентовать какие-либо композиции, обладающие свойствами, которых раньше не было. Это не значит, что это абсолютно что-то новое. Например, мы добавили какой-то ингредиент или изменили их соотношения, в результате это привело к изменению свойств. Поэтому такую композицию можно патентовать.
Ирина Ярославовна рассказала также и об условиях патентоспособности, о тонкостях и других нюансах, которые могут возникнуть во время данной процедуры.
Еще один блок, затрагиваемый на занятии, касался понятия «ноу-хау» и его использования в деятельности. В конце online-слушатели смогли задать вопросы спикеру.
Как отметил автор идеи – доцент кафедры детской хирургии, председатель Совета молодых ученых Александр Викторович Глуткин, занятия в Школе молодого ученого в первую очередь направлены на то, чтобы объяснить студентам те нюансы, с которыми они сталкиваются во время написания научных работ и подготовки других материалов. Поэтому приглашенные спикеры подробно и детально рассказывают обо всем, чтобы в будущем ребятам было проще заниматься научной деятельностью.
Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Юлии Соколовской