«Как сообщить о плохих новостях?» Студентка ГрГМУ Анна Бабурчик представила авторский тренинг для будущих врачей
Студентка 5 курса медико-психологического факультета ГрГМУ Анна Бабурчик представила свой проект тренинговых занятий в рамках выполнения научной работы «Психодидактическая технология формирования навыка сообщения плохих новостей» (руководитель – Елена Валентиновна Воронко, заведующий кафедрой психологии и педагогики, к.м.н., доцент).
Идею обучения будущих медиков навыку психологически правильно сообщать пациентам плохие новости Анна Бабурчик начала реализовывать в прошлом году. Студенты 6 курса, стоящие на пороге самостоятельной профессиональной деятельности, часто задаются вопросом, как правильно выстраивать коммуникацию с пациентом. И хотя будущие врачи тщательно изучают материалы в рамках дисциплины «Профессиональная коммуникация в медицине», без практики не обойтись. Анна рассказала о том, как построены занятия:
– Перед началом тренинга все участники проходят диагностику, чтобы узнать свой уровень подготовки в данном вопросе – как правильно сообщать плохие новости пациентам. Точно такая же диагностика ждет их уже после тренинга, чтобы оценить результативность работы. И ребята неизменно демонстрируют высокий порог освоения навыка.
Сегодня Анна проводит тренинговое занятие «Как сообщить о тяжелом заболевании» со студентами 3 курса, и это уже 7-я группа студентов с разных курсов и факультетов, которые хотят освоить навык профессиональной коммуникации «врач–пациент». Занятия построены по принципу «равный обучает равного», с обязательным ролевым взаимодействием участников.
Анна берет на себя роль врача, специально подготовленный студент-ассистент – роль пациента. В ходе беседы с пациентом отрабатывается алгоритм сообщения плохих новостей. Ребята внимательно наблюдают за всеми этапами беседы, обсуждают их. Студентка акцентирует внимание на деталях диалога с пациентом, ведь в общении важно всё: приветствие, представление, тон, варианты вопросов и ответов, наблюдение за эмоциональным состоянием пациента, эмпатия врача и многое другое. Далее ребята сами становятся участниками диалогов, после – разбирают недочеты и отрабатывают навык.
Результаты внедрения, отмечает и сама студентка, и её научный руководитель, подтверждают эффективность тренинга и актуальность проведения на постоянной основе таких занятий с будущими медиками. По материалам тренинговых занятий готовится в печать 4 статьи, в этом году Анна Бабурчик планирует подать свою работу на республиканский конкурс студенческих научных работ.
К слову, активная студентка в прошлом году уже стала призером 1 категории за работу «Альтернативный образ я личности у современных юношей и подростков», также в составе сборной команды МПФ «Самореализация» успешно выступила на XII международной олимпиаде студентов по основам психологии и педагогики «Личность и Совершенство» (1 место среди 22 команд из России и Беларуси).
Анна Бабурчик является руководителем факультетского проекта «Тренинг «CHRYSALISM», где ребята на практике изучают, как работают наши механизмы защиты, как функционирует психика, учатся рефлексии и обсуждению собственных проблем друг с другом, тем самым нарабатывая собственную профессиональную базу компетенций будущего врача.
Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото: Татьяна Велёнда