Купировали шок, удалили некрозы, пересадили кожу. Как в областной детской больнице спасали мальчика с большими ожогами пламенем
Произошедшее с семилетним гродненцем на самом деле чистейшей воды случайность. Но так и бывает с детьми, которые с термическими травмами поступают в областную детскую больницу. Бросил в огонь бутылку с неизвестным содержимым - и более двадцати процентов тела оказалось обожжено, при этом восемь с половиной процентов – ожоги глубокие.
- Ребенок находился в отделении реанимации, куда был госпитализирован с ожоговой болезнью и ему проводили первым этапом купирование ожогового шока. На пятые сутки ребенка взяли в операционную. На стадии токсемии, когда есть угроза развития сепсиса, медлить нельзя. Один из хирургических методов – иссечение мертвых тканей. Мы удалили кожу с места глубоких поражений на разных частях туловища и одновременно закрыли эти участки с использованием собственного ресурса ребенка: произвели забор нескольких участков кожи с бедер, увеличили ее площадь с помощью специального перфоратора в три раза. Таким образом площадь пересадки кожи составила восемь с половиной процентов тела. Это высокотехнологичная хирургия, которую мы успешно использовали и используем у других пациентов, - рассказывает Александр Глуткин, доцент кафедры детской хирургии ГрГМУ, который как практикующий хирург занимается лечением детей с термическими ожогами в областной детской больнице.
Александр Викторович отмечает, что на эффективности помощи детям с ожогами работает не только используемый метод ранней некрэктомии, как в данном случае, а и специальная ожоговая кровать, которая есть в областной детской больнице. И до, и после операции юный пациент находился, можно сказать, в комфортных условиях – обдуваемые воздухом пораженные поверхности не мокли и в то же время были недоступны для всевозможного рода инфекции.
Сегодня семилетний пациент комбустиологов, который провел в детской больнице чуть более трех недель, уже дома. У него начался этап реабилитации, ранее начало и эффективные методы которой также важны для результативности помощи. Он выполняет предписания врачей по обработке поврежденных участков специальным кремом и через определенное время снова вернется в детскую больницу на консультацию к спасавшим его специалистам.
Мы связались с родителями пострадавшего мальчика. Виктория и Алексей высказали огромную благодарность коллективу областной детской больницы и особые слова признательности адресовали Александру Глуткину, называя его спасителем сына в полном смысле этого слова. С этим специалистом они и сейчас на постоянной связи и не сомневаются в эффективности процесса реабилитации.
- Будем смотреть, как у мальчика отстраивается кожа, исходя из этого, продолжать процесс реабилитации, - подтверждает Александр Викторович. - Детей с глубокими ожоговыми поражениями из поля зрения не выпускаем. Более того, используем широкие возможности для ликвидации таких последствий ожоговых травм, как рубцы. В числе консервативных мероприятий крема/мази, аппликации медицинского силикона, компрессионный трикотаж и много другое. В том числе и инвазивные методы, как реконструктивно-восстановительные операции, так один из инновационных методов – микронидлинг, который заключается в обработке рубцов иголочками с последующей аппликацией лекарственных средств. Ибо если последствиями ожогов не заниматься, они через определенное время могут осложнить жизнь человеку.
Для лечения последствий ожоговых травм, в том числе и реабилитационной хирургией, в областную детскую больницу обращаются с многих регионов республики. В ходу самые современные методики. Александр Викторович рассказал о планах по внедрению новых технологий у детей риготтотомии и липофилинга, которая заключается в отделении ткани рубца при его втяжении и ведении под нее жировой ткани пациента, что поможет выровнять его контуры и улучшить эстетические результаты. Специалист отмечает, выйти еще на более высокий уровень оказания высококвалифицированной помощи детям с послеожоговыми и посттравматическими изменениями кожи мог бы помочь углекислотный лазер (СО2 лазер) для проведения шлифовки рубцов, который хотелось бы иметь в арсенале.
Несомненно, достижения высоких результатов в лечении и медицинской реабилитации пациентов с ожоговой травмой принадлежит всему коллективу детской больницы и кафедре детской хирургии Гродненского медицинского университета. Данная патология обязывает работать в единстве: хирург и анестезиолог-реаниматолог, так как только сплоченная совместная работа, позволяет выработать правильную тактику и индивидуальный подход к лечению маленьких пациентов.
Нужно отметить, что именно в рамках выполнения Гранта Президента Республики Беларусь в сфере здравоохранения Александру Глуткину принадлежит разработка метода медицинской реабилитации детей с последствиями термических ожогов кожи, который утвержден Министерством здравоохранения как план действий для специалистов всей республики.
Сегодня в областной детской больнице дети из Лиды и Светлогорска, которым нужна помощь в ликвидации последствий прежних ожоговых травм. Но, к сожалению, есть и, можно сказать, первичные пациенты. Только что прооперировали одиннадцатимесячного малыша, который опрокинул на себя горячую жидкость. Чуть раньше был двухлетний пациент, на лицо которого упал горящий утюг, на другого – горячая сковорода. А это еще раз подчеркивает для взрослых – внимание и еще раз внимание детям! У гродненских врачей сегодня огромный арсенал помощи, передовые, в том числе и собственные, методики. Но все же важно постараться, чтобы дети оставались здоровыми.
Главное управление здравоохранения Гродненского облисполкома