Пресс-центр Новости

Маленькие пациенты, квизы и хирургические станции. Как работала первая в стране летняя педиатрическая школа ГрГМУ

07 июля 2023 — 16:00

В течение недели Гродненский медуниверситет принимал у себя гостей из всех медицинских вузов страны. Поводом послужила организация на базе ГрГМУ первой в республике летней научно-образовательной школы «Роль педиатра в преодолении значимых вызовов времени».

Участниками летней школы стали:

Политико Алексей и Киселёва Мария – представители педиатрического факультета БГМУ,

Кульвинская Наталья и Кульвинский Евгений – студенты лечебного факультета ГомГМУ,

Малов Павел и Асирян Елизавета – представители лечебного факультета ВГМУ,

Вырковская Анастасия, Шатько Сергей, Сидорик Ангелина, Бояров Александр, Халецкая Дарья, Скользаева Юлия – студенты педиатрического факультета ГрГМУ.

Александр Бояров, студент 4 курса педиатрического факультета ГрГМУ, еще на старте летней школы отметил:

– Любая инициатива, связанная с интеграцией между медицинскими вузами – это всегда очень положительное явление. Мы все – будущие коллеги, мы должны уметь между собой коммуницировать, чтобы решать сложные и не только клинические ситуации. Буквально с первой минуты мы с ребятами нашли общий язык, тем более, что это уже не первое наше командное взаимодействие со студентами из Минска, Витебска и Гомеля. В апреле у нас в ГрГМУ проходила республиканская олимпиада по топографической анатомии и оперативной хирургии, и, как и тогда, сегодня мы так же рады встречать ребят, рады познакомить с нашими университетскими базами, продемонстрировать возможности нашего симуляционного центра, и, конечно, показать наш красивый город.

Наша кафедра поликлинической педиатрии (к слову, тоже первая и единственная среди медвузов страны) подготовила для участников летней школы будущих педиатров насыщенную и очень интересную программу.

В течение четырех дней студенты посещали мастер-классы на базе кафедры поликлинической педиатрии и симуляционно-аттестационного центра, отрабатывали практические навыки, устраивали дискуссии, круглые столы, проходили медицинские квизы.

При участии кафедры детской хирургии, 1-й кафедры детских болезней и кафедры анестезиологии и реаниматологии ГрГМУ наши участники исследовали станции по наложению и снятию швов, проведению сердечно-легочной реанимации, выясняли анамнез пациентов, отрабатывали алгоритм оказания медицинской помощи на догоспитальном уровне при термических травмах, в формате case study разбирали реальные клинические ситуации.

И это далеко не всё! Участников летней школы ждали настоящие маленькие пациенты и их мамы, с которыми нужно было отработать навыки коммуникации. Очень много информации студенты получили на площадках по изучению безопасного сна ребенка, организации грудного питания и определению аллергии.

Несмотря на то, что студенты педиатрического факультета нашего вуза очень многое уже знают и умеют, все как один отметили, что в процессе прохождения активностей летней школы им нашлось чему поучиться у профессорско-преподавательского состава ГрГМУ. Ведь каждый новый опыт – это пополнение личных врачебных навыков, которые обязательно пригодятся ребятам в их будущей профессиональной деятельности.

Елизавета Асирян, студентка ВГМУ, поделилась своими впечатлениями о проводимых активностях летней школы педиатров:

– Сейчас мы общаемся с детьми, и я считаю, это то основное, что должен уметь врач – грамотно коммуницировать с маленькими пациентами и их родителями. Вчера у нас был очень интересный день, связанный с хирургией, мы отрабатывали и учились новым практическим навыкам, и сразу же их отрабатывали.

Хотя Елизавета – представитель лечебного факультета Витебского медуниверситета, в свободное от учебы время трудится медсестрой в реанимации детской больницы. Именно поэтому девушка очень хотела попасть к нам в ГрГМУ, как только узнала об открытии педиатрической летней школы. На личном опыте студентка хорошо усвоила, насколько важно много знать о взаимодействии с пациентами, особенно с детьми – и эти дни, проведенные в Гродненском медуниверситете, дали Елизавете большой практический багаж навыков.

Томчик Наталья Валентиновна, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии, рассказала о том, чем организованная впервые в республике научно-образовательная школа по педиатрии привлекает внимание:

– Изюминкой всей школы является практико-ориентированное обучение студентов по налаживанию коммуникации с пациентами. Любой врач, конечно же, должен уметь общаться, но педиатр обладает этими навыками вдвойне, а то и втройне. Ведь ему необходимо наладить контакт не только со своими маленькими пациентами, но еще и с их родителями и близкими родственниками. Мы обучаем студентов, как вести себя с детьми разных возрастов, потому что каждому возрасту свойственны свои психические барьеры, которые должен преодолеть доктор на приеме.

Как наладить коммуникацию, как правильно собрать анамнез, как наладить ту самую плодотворную атмосферу взаимодействия, которая должна быть в кабинете у доктора – этими профессиональными моментами с радостью делились с нашими участниками преподаватели Гродненского медуниверситета.

– Очень важный момент, которому мы уделяем внимание, – поставила акцент Наталья Валентиновна, – это тот факт, что студентов должен научить основам коммуницирования именно преподаватель. Еще в 2000-е годы среди студентов российских медвузов проводилось исследование, результаты которого показали, что 67% ребят считают, что навыку коммуникации с пациентами должен обучать преподаватель вуза. Многие студенты, становясь докторами, имеют проблему с этим, не зная, как правильно реагировать в различных ситуациях. Как должен себя вести доктор у постели больного, на приеме в кабинете, какие фразы произносить, а каких избегать в общении с маленькими детьми и их родителями – это и есть основы нашего практико-ориентированного обучения студентов-педиатров.

Особенность общения с малышами в том, что дети часто составляют о докторе свое первичное впечатление на основе той коммуникации, которую выстраивает с ними врач. Сложность и реалии сегодняшнего времени еще и в том, что современный родитель – это родитель особенный. Он не просто изучает жалобы своего ребенка перед походом врачу, он еще очень много информации слушает и читает в интернете. И порой мама приходит на прием уже накрученная огромным потоком зачастую противоречивых мнений. В таком случае задача педиатра – установить приоритетные точки, узнать все аспекты, необходимые для правильной постановки диагноза, успокоить родителей и дать четкий алгоритм лечения.

Всем участникам нашей летней школы, подчеркивает Наталья Валентиновна, очень понравилась многогранность обучения. Отсутствие монотонности, когда только начитывается лекционный материал, необычный формат – залог успеха школы. Например, 6 июля студенты смогли напрямую пообщаться с детьми из детского сада, приглашенными в качестве пациентов в детскую поликлинику №1 г.Гродно. Ребята смогли проверить, легко ли им, как будущим врачам, сразу же применять на практике полученные от наших преподавателей знания и опыт. Большое впечатление произвел на участников летней школы наш симуляционный центр и те хирургические мастер-классы, которые там проводились 5 и 7 июля.

Кроме этого, благодаря непосредственному участию нашего студенческого соуправления, ребята из других медвузов прекрасно проводили время и после занятий. Наши студенты с радостью показывали гостям город Гродно, водили по интересным местам, неформально общались, рассказывали представителям БГМУ, ВГМУ и ГомГМУ о белорусских культурных традициях и достопримечательностях города и области.

Мария Киселева, 5 курс педиатрического факультета БГМУ, рассказывает о проведенных днях в ГрГМУ:

– Школа по педиатрии мне очень понравилась! Очень хорошая организация в целом, разноплановая программа – ведь мы охватили знания не только по поликлинической педиатрии, но и вопросы детской хирургии, работу симуляционного центра, оказание неотложной помощи детям и многое другое, – и, в конце концов, ощущение того, как школа сплотила нас всех, несмотря на разницу в возрасте и разность университетов. Летняя школа педиатров, считаю, очень обогатила наш опыт в плане обмена знаниями. Помимо этого, ребята из Гродно показали нам очень много красивых мест в городе, поделились с нами особенностями процесса обучения в ГрГМУ, мы сравнили, как мы готовимся к экзаменам, как проходят занятия, какая атмосфера в наших вузах. Очень понравилось, что и преподавательский состав Гродненского медуниверситета был доброжелателен и очень дружелюбно настроен. Такое ощущение, что в ГргМУ каждый преподаватель до сих пор помнит, что сам был когда-то студентом, и поэтому к ним можно было обратиться абсолютно с любым вопросом, не только по учебе, но даже по простым бытовым моментам.

Сегодня, 7 июля, занятия в летней научно-образовательной школы «Роль педиатра в преодолении значимых вызовов времени» завершились мастер-классом и отработкой навыков сердечно-легочной реанимации.

Далее пришло время подведения итогов насыщенной недели для студентов ГрГМУ, БГМУ, ВГМУ и ГомГМУ и немного грустное прощание. Ребята обменивались пожеланиями, контактами и теплыми словами благодарности за проведенное вместе время.

Преподаватели Гродненского медуниверситета выразили уверенность, что полученные знания, навыки и практический опыт, будут передаваться ребятами своим однокурсникам, а приятные эмоции и налаженные дружеские взаимосвязи между медицинскими вузами станут расширяться и в дальнейшем.

Всем участникам летней педиатрической школы ГрГМУ были торжественно вручены сертификаты об окончании летней школы, подарки и методические материалы, которые послужат хорошим подспорьем в практической работе будущих молодых специалистов.

Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото: Татьяна Велёнда

Назад