Пресс-центр Новости

Новые знания, полезный опыт и невероятный фидбэк. Как студенты-педиатры ГрГМУ обучают школьников в рамках проекта «Здоровый разговор»

21 декабря 2021 — 11:40

Проект «Здоровый разговор» начал свою работу в октябре этого года. За это время студенты педиатрического факультета ГрГМУ провели уже несколько занятий в школах и гимназиях Гродно. Подросткам рассказывают актуальную, научно-обоснованную и практико-ориентированную информацию о здоровом образе жизни.

Конечно, вектор тем касается не только ЗОЖа. Студенты поднимают вопросы, с которыми подростки сталкиваются в своем возрасте. И временами некоторые сакральные, с которыми обратиться ко взрослым, кажется, волнительно, а порой и стеснительно. Поэтому такой формат занятий получился весьма познавательным и одновременно практичным.

Мы поговорили с создателями проекта «Здоровый разговор», узнали, как возникла такая идея, тяжело ли общаться с поколением Z, а также побывали на одном из занятий и увидели, как студенты проводят уроки.

Юлия Савельева – студентка 4 курса педиатрического факультета Гродненского государственного медицинского университета. О проекте «Здоровый разговор» девушка рассказывает с вдохновением и энтузиазмом. Юлия вспоминает, что идею создать проект подсказала руководитель научно-образовательного сектора педиатрического факультета. После этого девушка не смогла оставить эти мысли в стороне и начала ее развивать. Сама идея возникла весной, летом актив проекта уже разрабатывал концепцию. Например, в каких классах лучше проводить уроки или в каком формате вести занятия.

– Мы поставили общую цель – повысить медицинскую грамотность у населения, в частности у школьников. Для ребят мы максимально адаптируем информацию, которую рассказываем. Темы занятий самые актуальные. Во время уроков мы рассказываем о здоровом образе жизни, о правильном питании в подростковом возрасте и многом другом.

Одна из основных проблем, отмечает девушка, – то, что любую информацию сейчас можно беспрепятственно найти в интернете. Однако правильно ее усвоить и применить, к сожалению, могут не все. Поэтому в рамках проекта «Здоровый разговор» студенты готовят информацию, опираясь на проверенные источники, личный опыт, научные работы медицинских работников и в доступной форме рассказывают ее школьникам.

– Занятия мы проводим в гимназии №10 и средней школе №37. В планах вести уроки и в других учреждениях общего среднего образования, – рассказывает Юлия, – сейчас у нас уже есть график уроков. Мы ведем занятия в 10-11 классах. Ребята в этом возрасте уже более осознанные, однако есть неточности в восприятии информации. Где-то не так услышали или что-то не так поняли, в свою очередь мы им все рассказываем с медицинской точки, объясняем доступным языком.

Юлия говорит, что самостоятельно создать такой большой, а главное нужный общественный проект тяжело. На начальном этапе была собрана организационная группа из студентов-активистов. Однако девушка подчеркивает, что лично контролирует каждую тему, которую будут рассказывать школьникам, а также смотрит, как ребята проводят занятия. Сейчас актив проекта – около 20 человек.

– Важно, чтобы и студенты, которые ведут уроки, понимали то, о чем они говорят. Когда занятия проводят ребята, на первом я всегда присутствую. Смотрю, как оно проходит, как девочки ведут себя со школьниками. Ведь одно дело, когда мы репетируем для себя, другое, когда перед тобой уже сидят школьники. Важно помнить, что все ребята разные, – отмечает Юлия. – После занятий мы собираемся, обсуждаем тему: может нужно убрать какую-то информацию, если школьникам было тяжело ее воспринимать, или, наоборот, тема недостаточно раскрыта. Такие моменты важно обсуждать, исправлять неточности и давать друг другу рекомендации.

К каждому занятию студентки готовятся с полной отдачей. Раньше на их уроках, например в гимназии №10, присутствовали педагоги. Однако со временем они увидели профессионализм студенток и заинтересованность ребят и перестали их посещать. Еще одна немаловажная причина – установление между студентами и школьниками доверительного общения.

– Видим, что школьники в отсутствии преподавателя не ведут себя как-то по-другому, не расслабляются, не страдает дисциплина, однако и нет этого барьера. Ребята могут задать нам любые вопросы, и мы им обязательно ответим. У нас цель – не заставить что-то делать, как считаем мы, не поменять их мнение, не критиковать, а рассказать так, чтобы они сами для себя поняли, что это важно, что это нужно в первую очередь им, ведь темы касаются самого дорогого – здоровья, – поясняет студентка. – Мне нравится видеть отдачу школьников, у нас есть обратная связь. Мы ведем анкетирование, тестирование, анонимно собираем отзывы и из раза в раз видим слова благодарности, что информация была полезна, что она была доступной, и значит, мы все делаем правильно.

В будущем Юлия станет врачом-педиатром. Девушка пока не определилась со специальностью, однако с уверенностью говорит, что хочет связать свою профессию с детьми.

 – Занятия в рамках проекта «Здоровый разговор» – это колоссальный опыт общения с детьми. Мы видим разное поведение подростков: как они реагируют на вопросы, какие темы волнуют ребят, прислушиваются ли ко мнению взрослых, – говорит Юлия, – я считаю, что во всех школах нужны уроки именно такого формата. Где-то проходят информационные часы, где-то профилактические работы. Но, как правило, это очень быстро, где-то ограничено время, где-то информацию рассказывает не специалист. Если мы заложим медицинские основы сейчас, большая вероятность, что в будущем ребята будут по-другому смотреть на вопросы, связанные со своим здоровьем.

Важность и актуальность проекта подчеркнула и заместитель декана педиатрического факультета по воспитательной работе Светлана Васильевна Тименова.

– Основная идея проекта «Здоровый разговор» – рассказать подросткам актуальную информацию о здоровом образе жизни в доступной форме. Студентам проще установить контакт со школьниками, поэтому им гораздо легче донести информацию, – отметила Светлана Васильевна, – все лекции, которые проводят ребята, имеют отклик. Практически каждую неделю студенты проводят занятия, и мы уже видим, что это нужный проект.

Изначально вместе со студентами Светлана Васильевна разработала календарный план мероприятий. Совместно выбрали наиболее актуальные и волнующие темы. Согласно намеченным темам студенты разрабатывают уроки. К слову, это не просто сухие лекции, студенты добавляют интерактив: викторины, тесты, активно используются мультимедийные средства.

Светлана Васильевна отмечает, что и у руководства школ и гимназий такой проект нашел положительный отклик. Как рассказала директор ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно» Елена Андреевна Зинчук, помимо качественных занятий, это большая профориентационная работа.

– Из 75 выпускников нынешнего года порядка 12 человек успешно сдали экзамены и стали студентами Гродненского государственного медицинского университета. Среди них обладатели и стобалльных сертификатов по основным предметам централизованного тестирования, а также выпускники, закончившие гимназию с золотой медалью, – подчеркнула Елена Андреевна, – работа ваших студентов имеет прикладное значение. Прежде всего ребята рассказывают важные вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Хочется также отметить, что студенты ГрГМУ очень подготовлены к каждому занятию. Такой уровень теоретических и практических знаний позволяет на профессиональной основе организовать и провести уроки. На сегодняшний день тот договор, который мы заключили с Гродненским медицинским университетом, дает замечательный результат. Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности студентам, деканату и ректорату.

В гимназии №10 мы посетили одно из занятий проекта «Здоровый разговор». На современном мультиборде – презентация, за преподавательским столом студенты воодушевленно рассказывают лекцию, а школьники с интересом слушают новую тему.

Заместитель директора по воспитательной работе гимназии №10 Наталья Рышардовна Костальцова также подчеркивает, что такой образовательный тандем между студентами-медиками и школьниками дает ребятам не только новые знания, но и профессиональные ответы на вопросы.

– На базе нашей гимназии уроки в рамках проекта «Здоровый разговор» проходят у школьников 10-11 классов, – рассказала Наталья Рышардовна, – занятия проходят по плану, подготовленному заранее. Вопросы, которые рассказывают школьникам, – актуальные и важные. Не всегда ребята могут на определенные темы поговорить с кем-то из взрослых – с родителями, педагогами. Когда я получаю обратную связь от школьников, они подчеркивают, что со студентами, так как нет большого возрастного барьера, они могут поговорить на равных. У них сложились доверительные отношения. Поэтому они могут обсудить те вопросы, которые с нами постеснялись бы. И это еще одна большая ценность и значимость этого проекта.

Наталья Рышардовна поясняет, в начале проекта педагоги присутствовали на занятиях. Но сейчас алгоритм отработан, а руководство гимназии увидело компетентность студентов, поэтому ребята самостоятельно ведут уроки. К слову, обратную связь дают не только школьники, но и студенты. Девушки отмечают, что ребята, заинтересованы в таких уроках и сами с нетерпением ждут новых полезных занятий.

Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Александра Минько

Назад