Пресс-центр Новости

«Нужно выйти из зоны комфорта, тогда все получится»

04 июня 2021 — 11:00

III Всероссийская олимпиада по кардиологии прошла с 12 по 15 мая 2021 года в Санкт-Петербурге. В ней приняла участие и команда Гродненского государственного медицинского университета. Ее капитан и идейный вдохновитель – студент 6 курса лечебного факультета Владислав Шишко. В большом интервью студент рассказал о том, как прошла олимпиада, а также об учебе в медуниверситете.

«Команду собирал даже через пост в Instagram’е»

Олимпиада по кардиологии проводится Советом обучающихся и молодых ученых Национального медицинского исследовательского Центра им. В.А. Алмазова. В этом году она состоялась уже в третий раз. Принять в ней участие Владислав Шишко планировал и раньше. Даже отправлял заявку на конкурс, однако организаторы тогда отказали (Олимпиада была сугубо для вузов из России, – прим. автора). Но молодой человек решил не останавливаться и в конце 2020 года вновь отправил заявку. Получив заветное «Да!», студент начал собирать команду единомышленников.

– Олимпиаду нашел сам. За мной, как за капитаном, было право собирать команду: она должна была состоять из 4 человек, включая меня, – рассказывает Владислав. – Сначала кинул объявление по университету, сказал старостам групп, написал в наше студенческое научное общество и даже опубликовал историю в Instagram’е: «Ребята, 4-6 курс, приглашаю принять участие в олимпиаде».

Владислав поясняет, что 4-6 курс – это оптимальные участники олимпиады. У студентов появляется уже больше клинических дисциплин и формируется так называемое клиническое мышление. Однако на практике оказалось, что 4 курс именно для такой олимпиады имеет пока еще недостаточно практических навыков.

– В итоге на приглашение откликнулись около 30 студентов. И между ними я уже проводил отбор, – продолжает Владислав, – для этого подготовил несколько заданий. Например, для первого этапа была составлена клиническая задача. Через это задание можно увидеть, какое у студента клиническое мышление. Второй этап, скажем так, это ЭКГ. Здесь уже человек показывал свои знания: может ли составить расшифровку или нет. Все-таки олимпиада – это уровень сверх программы. И третий этап – тестовые задания. Составил их в гугл-форме, и ребята проходили тест. За три этапа выставлялись баллы, и в итоге была собрана команда из 4 человек. Так мы и зарегистрировались на олимпиаду.

Подготовка – Terra Incognita

После формирования команды настал этап подготовки. Заявку на участие в олимпиаде принимали до декабря 2020 года. Сама олимпиада прошла в середине мая 2021 года. Таким образом, ребятам предстояло несколько месяцев плодотворной работы. К слову, не стоит забывать, что участники команды – это студенты 5 и 6 выпускного курса, поэтому, можно сказать, у них была двойная нагрузка.

– На протяжении 4 месяцев мы собирались с ребятами и готовились к олимпиаде. Кафедра рекомендовала нам для прочтения учебники, да и сами думали, что может пригодиться по кардиологии, предполагали, какие могут быть вопросы. Но что именно будет на олимпиаде, никто не знал. Наш вуз впервые принимал в ней участие, поэтому даже не у кого было уточнить, в каком направлении двигаться, – поясняет Владислав. 

Студент вспоминает, что иногда подготовка проходила и в online-режиме. Кто-то из ребят был на карантине, у кого-то не получалось встретиться, но все равно продолжали интенсивно готовиться.

Первый этап Всероссийской олимпиады по кардиологии проходил заочно. Зарегистрировались 75 команд: из России, Украины, и только одна команда из Беларуси.  Нашим ребятам теперь предстояло отстоять честь не только своего вуза, но и страны в целом. Заочный этап проходил в форме тестирования. Вопросы, естественно, по кардиологии. Для капитанов – отдельные ситуационные задачи в формате тестов. В итоге, в финал прошли 15 команд. Команда ГрГМУ по результату заочного этапа заняла 5 место.

– Нашу команду изначально даже не записали в рейтинг, – вспоминает Владислав, – таблица шла по областям, а Беларусь представляла одна команда. Поэтому сначала мы числились в категории «другие», но после заочного этапа нас уже представили: «Беларусь, Гродненский государственный медицинский университет».

Благодаря высокому результату в заочном этапе команда перешла в очный. Студент отмечает, что после этого началась еще более интенсивная подготовка. Вновь ребят ожидала неизвестность, и студенты сами предполагали вектор вопросов. Так и проходила подготовка.

И чуть-чуть бюрократии. Например, заполнение форм для участия. Однако Владислав отмечает, что со стороны университета была оказана большая помощь и поддержка.

 – 2-ая кафедра внутренних болезней выступила рецензентом нашей команды. Университет оказал неимоверную помощь: командировали на олимпиаду, оплатили проживание, проезд, питание. Поэтому большое спасибо всем за помощь!

Сразу борьба за победу

Очный этап Всероссийской олимпиады по кардиологии проходил в Санкт-Петербурге с 12 по 15 мая. Вся олимпиада состояла из трех этапов. Первый – домашнее задания участников. Все команды подготовили видеоролики, в которых зашифровали различные кардиологические патологии.

– Видеоролики оценивали по трем критериям: креативность, правильность задачи и угадываемость. В составе жюри были ведущие специалисты в области кардиологии, – рассказывает Владислав, – это был разминочный этап, а также первое знакомство с командами-конкурентами. После первого этапа мы поднялась на 3 место промежуточного рейтинга.

Капитан рассказывает, что у команды появился спортивный азарт и желание бороться за победу. Поэтому сразу же после окончания первого конкурса ребята начали готовиться к следующему. Второй этап олимпиады был самый сложный – эстафета по практическим навыкам. Он проходил на базе симуляционного центра.

–  Второй этап – практический. Он состоял из шести так называемых станций. Например, первая – сбор анамнеза. Это один из самых значимых и важных этапов. Ведь правильно собранные и записанные жалобы и анамнез в 70-80% определяют весь диагноз.

Вторая станция – назначение лабораторных и инструментальных методов исследования. То есть ситуации были максимально приближенными к реальности: заполнение истории болезни, запрос на анализы, расшифровка узи и ЭКГ, назначение лечения и т.д.

– Этап был трудоемкий и объемный – на прохождение каждой станции отводилось всего 20 минут, – поясняет Владислав, – расшифровка, например узи и ЭКГ занимает по 10 минут, поэтому мы все делали параллельно.

На четвертой станции ребята оказывали экстренную помощь «пациенту». В его роли выступал манекен шестого класса «Аполлон».

– Этот манекен максимально заменяет «пациента»: он реагирует на ввод лекарственных препаратов, команды, может сказать, что ему больно, то есть на нем можно делать все, что и на живом человеке. Пока два участника нашей команды осматривали «пациента», капитан с помощником рассказывали о «пациенте» жюри: с чем поступил, возраст, жалобы, предварительный диагноз, клинический диагноз, план лечения, профилактика и так далее. 

На шестой станции был конкурс капитанов. Единственный, кто прошел этот этап – наш студент.

– Этап назывался «Врачебная тайна». В карте «пациента» было написано, кому из родственников можно сообщать о диагнозе. И никто, кроме меня, не попросил у так называемого родственника «пациента» документ, удостоверяющий личность. Поэтому на этой станции мы получили максимальное количество баллов из возможных.

Оргкомитет по итогам второго этапа отметил команду ГрГМУ как одну из лучших. Уступали только студентам из Питера, но с минимальной разницей в 4 балла. В финал олимпиады прошли 5 команд.

Третий тур – финал. Он проходил по принципу программы «Умники и Умницы» и содержал разделы, в которых было по 5 вопросов. Они варьировались по сложности и по баллам (от 10 до 50 баллов – прим. автора).

– Было 4 основных тура и после каждого жюри озвучивало промежуточные итоги. Нам понадобился пятый тур и конкурс капитанов, чтобы определить победителя. В целом вопросы были сложные, ёмкие и на общую эрудицию. Один из вопросов, например, такой: по музыкальному произведению нужно было поставить нарушение ритма сердца.

Конкурс капитанов был решающим. Наша команда вступила в борьбу с командой из Санкт-Петербурга.

– Интрига сохранялась до самого конца. И решающим стал третий вопрос, к сожалению, члены команды из Санкт-Петербурга быстрее подняли руку. И с разницей всего в один балл они победили. Так и закончилась олимпиада.

«Нужно выйти из зоны комфорта, тогда все получится»

Участие команды ГрГМУ во Всероссийской олимпиаде по кардиологии показало, что уровень подготовки наших студентов не уступает международному. Напротив, во многих моментах наша команда была впереди. К сожалению, до победы чуть-чуть не дотянули – всего 1 балл. Владислав Шишко, как капитан команды, отмечает, что они получили колоссальный опыт.

– На олимпиаду я попал со второго раза. И все же, главное – это желание, – говорит студент, – ведь самое тяжелое время в учебе до 3 курса. Далее уже удается совмещать учебу и общественную жизнь. Поэтому стоит искать пути для своей реализации.

Владислав отмечает, что учеба в гродненском лицее №1 по профилю химбио сформировала определенную базу знаний – в дальнейшем это помогло в учебе. И все же это лишь малая толика, все остальное – это желание постигать что-то новое.

–  До третьего курса я усердно учился, после можно было чуть-чуть выдохнуть. Дальше уже пошли клинические дисциплины. Повторение глобальных вещей младших курсов и наслоение клиники. А я в это время уже работал на «скорой», поэтому в учебе было проще. В это же время начал интересоваться кардиологией – сейчас это мой жизненный вектор. 

Последний год в медуниверситете у Владислава получился насыщенным: это и подготовка к олимпиаде, и предстоящие госэкзамены, и работа.

– Опять же повторюсь, главное – желание. Человеку стоит выйти из своей зоны комфорта, тогда все получится. У тебя должна быть мотивация: хорошо учиться для того, чтобы стать доктором, мотивация узнать и попробовать что-то новое. Нужно поставить себе четкую задачу, тогда можно совмещать и учебу, и общественную деятельность, и будет время на личную жизнь. Ведь учеба на старших курсах легче, и времени у тебя уже больше. Если ты умеешь им распоряжаться, то все получится. Я, например, после учебы ходил практиковаться в больницу, не тратил свое время впустую. И нужно помнить, что все, что ты делаешь – ты делаешь для себя.

Впереди у Владислава Шишко сдача государственных экзаменов, долгожданный выпускной и новый, интересный этап в жизни – работа врачом.

Материал подготовил
отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото: Александр Минько и из архива Владислава Шишко

Назад