Объективный структурированный клинический экзамен как форма аттестации практических навыков
Гродненский государственный медицинский университет ведет активную работу по совершенствованию системы аттестации студентов. Одним из ее направлений является развитие системы текущей и итоговой аттестации выпускников. Овладение различными практическими навыками студентами медицинских университетов – важнейший этап в подготовке медицинских кадров, составляющий неотъемлемую часть учебного процесса.
ОСКЭ представляет собой метод, используемый для оценки клинической компетентности. В основе ОСКЭ лежит комплексная оценка посредством прохождения испытуемыми определённого количества станций, моделирующих различные аспекты профессиональной компетентности. Все участники проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции в соответствии с расписанием.
С 20 по 23 января 2021 года в Лаборатории практического обучения (ЛПО) впервые прошла Оценка практических навыков по инновационной методике с использованием экзамена по системе ОСКЭ для студентов 1 курса лечебного факультета по дисциплине «Основы медицинского ухода» на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Экзамен проходил с использованием аудио сопровождения.
Для разработки экзамена по системе ОСКЭ была создана рабочая группа, которая включала руководителя заведующую кафедрой пропедевтики внутренних болезней Пронько Татьяну Павловну, а также доцента кафедры пропедевтики внутренних болезней Сурмач Екатерину Михайловну, преподавателей ЛПО Бутько Валерию Валентиновну и Гончарук Яну Ивановну.
Для проведения аттестации практических навыков в форме ОСКЭ по дисциплине «Основы медицинского ухода» были созданы три станции: станция 1 «Приемное отделение», станция 2 «Палата №2», станция 3 «Палата №3», которые включали 26 практических навыков.
Студент входил на станцию, где ему сообщали клиническую задачу с практическим навыком. При выполнении манипуляции на станции фиксировали время.
Оценку проводили с помощью бумажного чек-листа, разработанного на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Контроль исполнения чек-листа осуществляли экзаменаторы. По результатам заполненного чек-листа сравнивали выявленные ошибки, нерегламентированные и небезопасные действия, количество общих и штрафных баллов. При оценке практических навыков студентов преподавателю нельзя давать подсказки, вступать в переговоры с экзаменуемым и задавать уточняющие вопросы. Критерием прохождения станции являлось получение студентом оценки выше 4 баллов.
Методическое обеспечение ОСКЭ по каждой станции включает следующие документы: схема расположения станций; оценочный лист (чек-лист) практического навыка; краткая информация для студента на станции; информация для экзаменатора; перечень материального оснащения станции и схема расположения оборудования на станции; клинические задачи для выполнения практического навыка.
При подведении результатов экзамена суммируются средний балл и все баллы, полученные при выполнении практического навыка на каждой станции.
Таким образом, ОСКЭ позволяет проконтролировать освоение практических навыков студентами и оценить готовность к самостоятельному осуществлению медицинской деятельности, а также оценить и продемонстрировать, то, что студенты «могут сделать», а не только то, что они «знают».
Бутько Валерия Валентиновна,
преподаватель ЛПО.