Пресс-центр Новости

«Один день из жизни декана»: Ирина Андреевна Курстак о медико-диагностическом факультете, клинической работе и любимом хобби

13 мая 2022 — 10:50

Медико-диагностический факультет (далее МДФ) – самый молодой факультет в нашем университете. Он был создан в 2008 году на базе факультета медицинских сестер с высшим образованием. Именно здесь готовят одних из самых востребованных специалистов диагностического профиля – врачей-рентгенологов, врачей ультразвуковой диагностики и врачей клинической лабораторной диагностики.

С 2020 года медико-диагностический факультет возглавляет кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики и иммунологии ГрГМУ Ирина Андреевна Курстак. Мы пообщались с деканом и узнали, может ли врач-терапевт влюбиться в лабораторную диагностику и насколько востребованы выпускники МДФ в нашей стране.

Лабдиагностика открыла новые возможности

Ирина Андреевна – выпускница ГрГМУ. Окончила медуниверситет в 2005 году по специальности «Лечебное дело». После распределения отправилась работать в Пинскую центральную поликлинику участковым терапевтом. Интернатуру проходила там же. Через некоторое время Ирина Андреевна ушла в декретный отпуск и родила первого ребенка. В 2008 году переехала в Гродно и начала преподавать на курсе клинической биохимии при кафедре анестезиологии и реаниматологии ГрГМУ. В 2009 году Ирина Андреевна прошла первичную переподготовку по клинической лабораторной диагностике в БелМАПО.

– Первоначально, когда я начинала преподавать на курсе клинической биохимии, не понимала, что врач-терапевт делает в лабораторной диагностике. Мне казалось, что это временно. Однако обучение на курсе переподготовки раскрыло возможности лабораторной диагностики в современной медицине и влюбило меня в эту специальность. Предшествующая учеба в вузе и практика работы терапевтом стали для меня большим подспорьем. Понимание патогенеза, диагностики, особенностей течения заболеваний помогают мне расти профессионально в лабораторной диагностике.

В 2011 году курс клинической биохимии преобразовался в кафедру клинической лабораторной диагностики и иммунологии, где и продолжила преподавать И.А. Курстак. Ирина Андреевна отмечает, что преподавать ей очень нравилось. И немудрено – оба родителя в ее семье педагоги. Одновременно Ирина Андреевна стала работать над кандидатской диссертацией. Исследование было посвящено наследственному раку молочной железы. Диссертацию Ирина Андреевна успешно защитила в 2016 году.

Все последующее обучение было связано с лабораторной диагностикой. За плечами у Ирины Андреевны стажировка в НИИ антимикробной химиотерапии «Смоленская государственная медицинская академия», в молекулярно-генетической лаборатории Рижского медицинского университета на Страдыни, многочисленные курсы повышения квалификации в БелМАПО. Ирина Андреевна – врач с высшей врачебной категорией. На протяжении всей трудовой деятельности она совмещала преподавание в университете с работой в клинико-диагностической лаборатории областной больницы. Долгое время трудилась в молекулярно-генетической лаборатории, затем перешла в лабораторию биохимического анализа и гемостаза.

Как проходит день декана?

В первой половине дня Ирина Андреевна, как правило, работает на кафедре клинической лабораторной диагностики и иммунологии – ведет практические занятия у студентов факультета иностранных учащихся и студентов медико-диагностического факультета. Там же, на базе клинико-диагностической лаборатории Гродненской университетской клиники, выполняет клиническую нагрузку. К 13-14 часам Ирина Андреевна приезжает в деканат: здесь начинается работа декана – проверка успеваемости студентов, выдача допусков, формирование групп для субординатуры, подготовка выпускников к распределению, допуск студентов к сессии, пересдачи экзаменов, организация дней факультета, медосмотра студентов, вакцинации и многое-многое другое.

Медико-диагностический факультет по меркам нашего вуза немногочисленный. Сейчас на нем обучается 344 студента: из них 242 студента на специальности «Медико-диагностическое дело» и 102 студента на специальности «Сестринское дело».

– У нас со студентами складываются теплые доверительные отношения. Для решения любых возникающих вопросов ребята приходят в деканат лично, хотя в некоторых случаях есть возможность сделать это онлайн. Во время беседы многие студенты делятся своими проблемами, переживаниями, новостями, рассказывают о студенческой жизни и взаимоотношениях с одногруппниками. На факультете, где обучается не так много студентов, декан каждого студента знает поименно, и доверие ребят дорогого стоит, – подчеркивает Ирина Андреевна.

Успеваемость у студентов медико-диагностического факультета хорошая. Если сравнить количество ребят, окончивших вуз с дипломом с отличием на протяжении последних лет, то видна положительная динамика. Так, в 2019-2020 учебном году на факультете было 10% выпускников, получивших диплом с отличием, в 2020-2021-м – 15%. В этом году ожидается, что «красные» дипломы получат уже 19% выпускников МДФ. Есть и слабоуспевающие студенты, однако из поля зрения декана они не выпадают, потому что небольшое количество студентов на факультете позволяет отслеживать успеваемость каждого учащегося.

В прошлом году Ирина Андреевна внедрила в образовательный процесс новый элемент: неуспевающим студентам первого-второго курсов от деканата стали назначать кураторов из числа хорошо успевающих студентов. Ребята совместно готовились к практическим занятиям, тестам и итоговому контролю. Результат был хорошим.

Среди студентов факультета много талантливых ребят. Есть лауреаты и призеры республиканского конкурса научных студенческих работ, есть ребята, которые по результатам научной деятельности вошли в базу данных одаренной молодежи. Их Ирина Андреевна называет по именам: выпускница этого года Александра Рабченя, студентки четвертого курса: Виктория Кот и Евгения Солянская. В этом году лауреатом республиканского конкурса студенческих работ-2021 стала студентка 5 курса Анастасия Лакишик.

С дисциплинами диагностического профиля студенты факультета знакомятся с первых дней обучения в вузе. Уже на первом курсе есть факультатив «Медицинское оборудование», в рамках которого будущие врачи знакомятся с особенностями работы лабораторного оборудования. С 3 курса начинаются основные предметы у ребят на профильных кафедрах: кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии, кафедре клинической лабораторной диагностики и иммунологии, 2-й кафедре внутренних болезней.

– Наши студенты – инициаторы интересных и познавательных проектов, которые реализуются не только в ГрГМУ, но и в общеобразовательных школах и гимназиях. На факультете ежеквартально проводится интеллектуальная игра «Victorina´s secret». Ее создателем и ведущей является студентка 5 курса Марта Томчук. Еще отмечу проект «Мода на здоровье», который включает в себя цикл лекций для школьников, затрагивающих аспекты здорового образа жизни. Также в числе наших инициатив проекты «Мы умеем» и «Азбука диагноста». На факультете организован выпуск ежеквартального журнала «Взгляд».

О факультете

Ирина Андреевна подчеркивает одно из главных отличий МДФ от других факультетов – это длительность обучения. На специальности «Медико-диагностическое дело» она составляет 5 лет. После окончания вуза молодые специалисты могут работать врачами ультразвуковой, лучевой, функциональной диагностики и врачами клинической лабораторной диагностики. По результатам распределения последних лет порядка 70% выпускников МДФ – это врачи лучевой диагностики, около 30% приходится на остальные три специальности.

Набор на факультет с каждым годом увеличивается, так как в целом по стране есть нехватка специалистов диагностического профиля. Уже утверждены цифры набора на 2022/2023 год. На специальность медико-диагностическое дело планируется набрать 75 студентов: из них 15 человек – на платную форму обучения, 60 – на бюджетную (в том числе 30 – на условиях целевой подготовки).

– Радует, что абитуриенты приходят к нам на факультет мотивированные, с желанием поступать на конкретную специальность. Ребята понимают, что в будущем им предстоит заниматься диагностикой заболеваний и работать с оборудованием. Учитывая, что сейчас компьютерные технологии шагнули вперед, для многих это несомненный плюс, – рассказывает декан МДФ. – На протяжении трех последних лет проходной балл на медико-диагностическом факультете сохраняется высоким: на бюджетную форму обучения мы являемся вторыми после лечебного факультета, на платную форму – первыми среди всех факультетов. Сейчас у нас на первом курсе учатся студенты, у которых баллы при поступлении были 365 и 356.

На специальность «Сестринское дело» на протяжении последних шести лет набор был только на заочную форму обучения. Срок обучения составлял пять лет. Студенты-заочники приезжали два раза в год на лабораторно-экзаменационную сессию, а все остальное время они работали по специальности в лечебно-профилактических учреждениях по всей стране. Условия поступления для желающих обучаться на специальности «Сестринское дело» с 2022 года изменились: набор студентов во время вступительной кампании в этом году будет проходить только на очную форму обучения. План набора – 30 человек: из них 15 – на бюджетную форму, 15 – на платную. С этого года есть возможность обучаться данной специальности на условиях целевой подготовки. Обязательным условием для поступления на специальность «Сестринское дело» является наличие диплома об окончании медицинского колледжа.

– Специальность «Сестринское дело» сейчас проходит своеобразный апгрейд – реализуется интеграция образовательной программы высшего образования для выпускников медицинских колледжей по специальностям «Лечебное дело» и «Сестринское дело». Сравнительный анализ аудиторных часов и наполняемости учебных программ по учебным дисциплинам в вузе и медколледже уже выполнен, пакет документов представлен в БелМАПО и РИВШ. Предполагается, что после согласования изменений в учебно-программной документации и утверждения нового стандарта срок обучения на специальности «Сестринское дело» для выпускников медицинских колледжей будет сокращен на один год и составит 3 года для студентов очной формы обучения.

О любимом хобби

Есть у Ирины Андреевны очень интересное и полезное хобби, непосредственно связанное с ее работой, – ее блог в Instagram, посвященный лабораторной диагностике.

– Я начала его вести в 2016 году, когда родилась дочь. Мне хотелось информационного развития, а Instagram оказался подходящей для этого площадкой. Блог посвящен лабораторной диагностике. О чем? О диагностике анемии, аутоиммунных заболеваний, инфекционных болезней, аллергии, чувствительности и устойчивости лекарственных препаратов.... О достоверных анализах в медицине и об анализах, не имеющих диагностического значения… О нормах у детей и взрослых и еще о многом другом. В настоящее время блог @doctor_кurstak насчитывает 200 тысяч подписчиков, среди которых есть как врачи разных специальностей, так и люди без медицинского образования.

Ирина Андреевна записала большое количество прямых эфиров, видеолекций, которые опубликованы на YouTube-канале. Под ними можно встретить множество комментариев и слов благодарности. Как отмечает Ирина Андреевна, в этой деятельности проявляется та преподавательская жилка, которая сформирована не одним поколением ее семьи.

Декан отмечает, что в последнее время лабораторная диагностика сильно шагнула вперед. Каждая вторая, а порой и первая диссертация, выполняемая в нашем университете, обязательно имеет раздел исследований, выполненный в иммунологической или молекулярно-генетической лаборатории. Это сейчас очень актуально.

– В нашем вузе очень хорошее лабораторное оборудование, которое позволяет выполнять большое количество исследований. Есть у нас своя молекулярно-генетическая лаборатория, возглавляемая заведующим НИЛ М.Н. Курбатом, которая оснащена не только оборудованием для выполнения ПЦР в режиме реального времени: здесь имеется также секвенатор для выполнения частичного или полногеномного секвенирования.

На вопрос о том, какой этап в лабораторной диагностике самый интересный, Ирина Андреевна отвечает: формулировать клинико-диагностическое заключение по тем результатам лабораторных исследований, которые получили.

– Мало увидеть, что значение какого-то показателя в бланке повышено либо понижено. Важно предположить причину изменения и определиться с дальнейшей тактикой диагностического поиска или лечения. В лабораторной диагностике очень важно сотрудничество с врачами-клиницистами, с теми врачами, кто лечит пациентов, потому что возможности лабораторной диагностики сейчас помогают грамотно оценить динамику состояния пациента, тактику проводимой лекарственной терапии и принять грамотное решение по ведению пациентов.

Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Александра Минько

Назад