Первый космонавт суверенной Беларуси вернулась на Землю. Как завершилось звездное путешествие Марины Василевской
Две недели за полетом в космос первой белоруски Марины Василевской следила не только вся Беларусь, но и вся Россия. Да и в остальном мире с интересом посматривали, как представительница небольшой европейской страны, не будучи профессиональным космонавтом, уверенно и мужественно, и при этом очаровательно улыбаясь, преодолевала все сложности космического полета. Одной из самых рискованных его частей специалисты называют посадку спускаемого аппарата. О том, как это происходило, корреспондент БЕЛТА наблюдал в Центре управления полетами госкорпорации "Роскосмос", расположенном в подмосковном Королеве.
Через тернии - к звездам и обратно
Марине Василевской пришлось изрядно поволноваться уже в начале ее космической одиссеи, хотя она ни разу не подала виду: вероятно, сыграли роль и ее характер, и опыт прошлой работы в авиакомпании "Белавиа", предполагающий готовность к любым неожиданностям. Конечно же, экипаж, в состав которого входили также командир Герой России и уроженец Беларуси Олег Новицкий и астронавт НАСА гражданка США Трейси Дайсон, тоже готовили к различным нештатным ситуациям. В том числе и к той, когда старт, запланированный на 21 марта, был отменен автоматикой буквально за несколько секунд до пуска ракеты-носителя "Союз-2.1а".
В итоге запуск пилотируемого транспортного корабля "Союз МС-25" успешно состоялся в резервный день 23 марта, однако из-за этого путь до Международной космической станции растянулся на двое суток: баллистические условия больше не позволяли провести стыковку по запланированной изначально сверхкороткой двухвитковой схеме, которая занимает 3,5 часа. Пришлось воспользоваться традиционной двухсуточной схемой полета. Как утверждают специалисты, традиционный путь к МКС хоть и долог, но надежен: на каждом этапе можно произвести корректировки, если что-то пойдет не так. Однако для космонавтов это было достаточно тяжелое испытание: корабли "Союз" при всех их достоинствах имеют один существенный недостаток - они тесные: на каждого из трех членов экипажа с учетом бытового отсека приходится всего по 1,2 кубометра свободного пространства. Вдобавок корабль все время вращается, постоянно проверяя на прочность вестибулярный аппарат космонавтов.
Как готовились к посадке
К счастью, дальнейшее 12-дневное пребывание Марины Василевской на МКС и возвращение экипажа на Землю обошлось без сюрпризов. Подготовку к посадке начали практически сразу же после прибытия на станцию. Это было связано в том числе и с тем, что возвращаться экипажу предстояло на корабле "Союз МС-24", который был запущен к МКС еще в сентябре 2023 года. Поэтому нужно было перенести с одного корабля на другой индивидуальные ложементы космонавтов, их скафандры, провести профилактику механизмов герметизации крышек люков, подзарядить от солнечных батарей необходимые приборы, перенести возвращаемое оборудование, включая образцы, полученные в результате проведенных экспериментов на орбите. К тому же изменился и состав экипажа: с Мариной Василевской и Олегом Новицким вместо американки Трейси Дайсон на Землю возвращалась ее соотечественница Лорел О'Хара, находившаяся на МКС в длительной экспедиции.
Задолго до посадки начали готовиться к ней и на Земле: еще за 10 суток были уточнены предварительные расчеты по траекториям спуска с учетом последних данных о текущей орбите МКС и характеристик пристыкованного корабля. Это обусловлено тем, что массо-центровочные характеристики аппарата меняются, так как вместе с космонавтами на Землю возвращаются полезные грузы со станции.
За несколько дней к основному и запасному местам посадки выдвинулись поисково-спасательные группы, в состав которых вошли медики и около 200 российских военнослужащих, а также вертолеты Ми-8, самолеты Ан-12 и Ан-26, наземная техника, в том числе поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 "Синяя птица". Они заступили на воздушное и наземное дежурство вблизи населенных пунктов Жезказган и Аркалык в Казахстане для своевременного обнаружения спускаемого аппарата и обеспечения безопасности экипажа корабля "Союз МС-24".
Условно мягкое приземление
Возвращение на Землю космонавтов проходит в несколько этапов. После того как экипаж перешел с МКС на "Союз МС-24", начался процесс закрытия люков, и около 7 утра 6 апреля корабль отчалил от станции.
Примерно через 2,5 часа после расстыковки "Союз МС-24" включил двигатели для начала планового сведения с орбиты Земли. Двигатели ожили всего на 4,5 минуты: продолжительность их работы рассчитывается с очень высокой точность. Как говорят специалисты, промах включения двигателя корабля на торможение даже на одну секунду меняет точку посадки на 8 км.
Приблизительно через полчаса движения корабля в сторону Земли произошло разделение "Союза МС-24": спускаемый аппарат отделился от бытового и приборно-агрегатного отсеков. И практически сразу же он оказался в плотных слоях атмосферы.
Войдя в атмосферу на высоте 100 км, спускаемый аппарат проходит через самый сложный и нередко коварный этап: вокруг него возникает плазменный шар с температурой в несколько тысяч градусов. Из-за этого на несколько минут полностью теряется связь с экипажем, который испытывает колоссальные перегрузки до 4G. И именно в это время автоматика, управляющая спуском, решает, может ли она обеспечить приземление спускаемого аппарата в точке с заданными координатами. Если автоматика отключается, то спускаемый аппарат срывается в так называемый неуправляемый баллистический спуск. Установить же, по какой траектории движется аппарат, можно только после возобновления радиосвязи. В случае баллистического спуска посадка происходит в запасном районе, площадь которого значительно больше основного района приземления, а значит, требуется и больше времени для обнаружения экипажа.
К счастью, в отличие от старта, на посадке автоматика не подвела: приземление спускаемого аппарата произошло штатно 6 апреля в 10.17 по минскому времени приблизительно в 150 км юго-восточнее города Жезказган. Мягкую посадку обеспечили основной парашют площадью в 1 тыс. кв.м, раскрывшийся на высоте нескольких километров и значительно снизивший скорость спуска, а также специальные двигатели, которые включаются за несколько метров до приземления. Впрочем, посадку можно называть мягкой лишь условно. В этот момент космонавты никогда не разговаривают, так как от удара о Землю, который по силе сравним со столкновением легкового автомобиля с грузовиком, есть большая вероятность прикусить себе язык или даже вывихнуть челюсть.
Практически сразу же после посадки рядом со спускаемым аппаратом приземлились вертолеты, спасатели открыли люки. Сначала из капсулы спускаемого аппарат они помогли выбраться командиру Олегу Новицкому, затем - Лорел О'Харе. Последней покинула спускаемый аппарат Марина Василевская.
Космонавтов перенесли и усадили на кресла, экипаж начали осматривать врачи, измерять пульс и давление. Тут же у Марины Василевской в руках оказался флаг Беларуси. Примечательно, что Олег Новицкий был с белорусским флагом: его изображение красовалось на кепке космонавта, тогда как на рукаве скафандра была нашивка с флагом России.
Сразу же после посадки Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил экипаж с возвращением на Землю. Глава государства пригласил весь экипаж корабля и людей, осуществлявших подготовку к полету, в гости в Беларусь.