Пресс-центр Новости

Психология вокруг нас: кафедра психологии и педагогики отпраздновала своё 15-летие!

06 октября 2023 — 09:29

Мы продолжаем рассказывать о кафедрах Гродненского государственного медицинского университета, празднующие свои юбилеи вместе с вузом. Некоторые из них – ровесники вуза, кто-то перешагнул 30-летний рубеж, другие отмечают самую первую дату с нулем на конце. Но, безусловно, всем нашим кафедрам есть что рассказать и чем гордиться. Герой сегодняшней публикации - кафедра психологии и педагогики, отметившая в этом году свое 15-летие!

История кафедры

В связи с открытием в ГрГМИ медико-психологического факультета в 1993 году был организован курс общей психологии кафедры психиатрии, сотрудники курса начали разрабатывать первые программы психологических дисциплин.

Первый состав преподавателей курса немногочислен: Михеев И.А. (1993-1998 гг.), Елизарова Т.Ю. (1993-2000 гг.), Елизаров В.И.(1995-2000 гг.). С 1996 по 2008 годы курсом общей психологии руководил доцент А.В. Прудило.

Отдельная кафедра психологии и педагогики была создана на базе курса общей психологии кафедры психиатрии в сентябре 2008 года. С момента организации и до сентября 2012 года кафедру возглавлял доктор педагогических наук А.Д. Король.

С сентября 2012 года и до декабря 2019 года кафедру возглавляла кандидат медицинских наук, доцент С.Л. Бойко.

С января 2020 года кафедру возглавляет кандидат психологических наук, доцент Е.В. Воронко.

На кафедре психологии и педагогики в разное время работали преподаватели: Ковальчук С.О., Скрибук Ю.Л., Романовский А.В., Мишина Е.Д., Карнелович М.М., Даукша Л.М., Рябцев П.А., Богословская В.С., Семчук Л.А., Ковалёв Б.П., Панасюк В.И., Ястребкова И.И., Соловьева А. В., Цурко Н.В., Ёда А.Т., Чекунова Л.В., Лашевич Н.В., Копач И.А., Крюковская Н.В., Романов О.А., Логвиненко Ю.А., Громадко К.В., Карпинский К.В.

Актуальные сведения о профессорско-преподавательском составе кафедры

В настоящее время на кафедре работают сотрудники: Воронко Е.В. – заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент (с 2006 г.); Кузмицкая Ю.Л. – доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент (с 2009 г.); Букша Л.Ф. – доцент кафедры, кандидат педагогических наук (с 2023 г.); Спасюк Т.И. – старший преподаватель, магистр педагогических наук (с 1998 г.), завуч кафедры (с 2012 г.); Кевляк-Домбровская Л.Э. – старший преподаватель, магистр культуроведческой педагогики (с 2008 г.); Полудень Н.Л. – старший преподаватель, магистр психологических наук (с 2012 г.); Филипович В.И. – старший преподаватель, магистр психологических наук (с 2015 г.); Полубок Н.В. – старший преподаватель (с 2021 г.); Саков В.М. – преподаватель, магистр психологических наук (с 2018 г.); Хрептович Д.В. – преподаватель, магистр психологических наук (с 2019 г.); Кежун Е.Р. – преподаватель-стажёр, магистр психологических наук (с 2021 г.); Лопата Е.Е. – специалист 1 категории (с 2001 г.); Лях Ю.Г. – специалист (с 2023 г.).

Научная работа

Сфера научных интересов сотрудников кафедры психологии и педагогики достаточно разнообразна.

В качестве основных направлений, отражающих ведущие научные интересы сотрудников, можно выделить: социальная психология, психология личности, возрастная психология, педагогическая психология, история психологии, перинатальная психология, психология семейных отношений, медицинская психология, кризисная психология.

Работа в данных направлениях оформилась в самостоятельные научно-исследовательские проекты. В разное время на кафедре выполнялись следующие научно-исследовательские работы: «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении» (2011-2014), научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.Д.Король; «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» (2014-2017), научные руководители – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко и кандидат медицинских наук, доцент В.М.Ивашин; «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» (2014-2016), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М); «Комплексная оценка состояния психического здоровья лиц призывного возраста» (2017-2019), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко; «Оценка комплаенса у пациентов с фибрилляцией предсердий» (2019-2022), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М); «Социальная ответственность как часть корпоративной культуры здравоохранения и фактор управления качеством медицинской помощи (на примере организаций кардиологического профиля)», научный руководитель – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктор медицинских наук, доцент М.Ю.Сурмач; пилотный проект по созданию и развитию Центров мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников (2019-2022). С 2023 года выполняется научно-исследовательская работа по теме «Психологическое здоровье студентов медицинского университета в контексте компетентностного подхода», научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Е.В.Воронко.

Исполнителями НИР кафедры в период с 2011 г. по настоящее время были С.Л.Бойко, Е.В.Воронко, Ю.Л.Кузмицкая, Т.И.Спасюк, А.В.Романовский, Е.Д.Мишина, Л.Э.Кевляк-Домбровская, Н.Л.Полудень, В.И.Филипович, Д.В.Кудашевич, В.М.Саков, Н.В.Полубок.

В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования.

Е.В.Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.).

Ю.Л.Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.).

Л.Э.Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзаменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – 2019 г.г.).

В.М. Саков «Экзистенциальные фрустрации личности в условиях динамики современной культуры: механизмы преодоления», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2019 – 2022).

Д.В.Кудашевич «Романтические отношения как фактор эмоционального благополучия и рискованного поведения личности в подростковом и юношеском возрасте», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (с 2020 по наст.время).

С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король, 2009), 2 кандидатских (Ю.Л. Кузмицкая, 2017, Е.В. Воронко, 2018), 7 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, А.В. Романовский, Н.Л. Полудень, Д.В. Кудашевич), 1 докторской диссертации (PhD) в сфере «Педагогика» в Республике Польша (Л.Э. Кевляк-Домбровская, 2013).

Научная деятельность кафедры включает также подготовку монографий, публикаций научных статей в ведущих научных журналах и других изданиях. Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 200 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы на научно-практических конференциях разного уровня.

Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», в лечебную практику учреждений здравоохранения Республики Беларусь. Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в воспитательном процессе учреждений образования и в практическом здравоохранении. Внедрение результатов НИР в учебный процесс психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».

Учебно-методическая работа

Кафедра психологии и педагогики обеспечивает преподавание 10 дисциплин на медико-психологическом факультете: общая психология, личностно-профессиональное развитие специалиста, психология личности, возрастная психология, основы педагогики и психологии, социальная психология, психология индивидуальных различий, психология семейных отношений, общая психодиагностика, история психологии.

На медико-диагностическом факультете преподаются 4 дисциплины: основы психологии и педагогики, личностно-профессиональное развитие специалиста, профессиональная коммуникация в медицине, психология межличностных отношений. Для специальности «сестринское дело» (заочная форма обучения) преподаются 6 дисциплин: психология управления, педагогика и методика преподавания, основы педагогики и психологии, педагогическая психология, возрастная психология, социальная психология.

На лечебном факультете преподаются 5 дисциплин: биомедицинская этика (раздел - коммуникация в здравоохранении), личностно-профессиональное развитие специалиста, основы психологии и педагогики, психология межличностных отношений, профессиональная коммуникация в медицине. На педиатрическом факультете преподаются 4 дисциплины: биомедицинская этика (раздел - коммуникация в здравоохранении), основы психологии и педагогики, личностно-профессиональное развитие специалиста, профессиональная коммуникация в медицине. На 2 ступени получения высшего образования преподаётся дисциплина педагогика и психология высшего образования. На факультете повышения квалификации преподаётся курс «Психология конфликта».

Сотрудниками кафедры опубликовано 26 учебно-методических пособий, практикумов и методических рекомендаций, в том числе 8 учебно-методических пособий, рекомендованных учебно-методическим объединением по высшему фармацевтическому и медицинскому образованию. Внедрено более 20 активных методов в образовательный процесс разных учебных дисциплин. С 2020 года проводятся олимпиады по учебным дисциплинам: «Биомедицинская этика (раздел «Коммуникация в здравоохранении»)», «Общая психология».

Воспитательная работа

Идеологическая и воспитательная проводится согласно плану идеологической и воспитательной работы со студентами: беседы, формирующие нравственную позицию, информирование по актуальным проблемам внутри- и внешнеполитической ситуации, о законодательных нормах общественной жизни, по актуальным проблемам возраста и профессионально-учебной деятельности, в связи с памятными датами, праздниками. В содержательном поле воспитательной работы кафедры сохраняется акцент на формировании ценностей патриотизма и здорового образа жизни.

На кафедре проводятся занятия с интерактивными и тренинговыми компонентами; круглые столы; конкурсы; тематические выставки творческих работ студентов; встречи с поэтами, писателями, известными людьми Гродненщины в рамках воспитательных мероприятий «Духовное наследие Беларуси». Сотрудники кафедры являются кураторами учебных групп.

Студенческий научный кружок

На кафедре психологии и педагогики студенческий научный кружок ежегодно объединяет около 30 студентов разных факультетов УО «Гродненский государственный медицинский университет». Научная проблематика для выполнения научно-исследовательской деятельности весьма разнообразна. В процессе обучения на кафедре студенты осуществляют творческий научный поиск в контексте проблематики осваиваемой дисциплины, результаты которого могут быть представлены на ежегодных научно-практических семинарах http://www.grsmu.by/ru/university/structure/chairs/kafedry_40/konf/.

Цель работы студенческого научного кружка – углубить знания студентов в области таких отраслей психологического знания как «Общая психология», «Психология личности», «Возрастная психология» и «Социальная психология».

Приоритетные задачи: сформировать интерес к научно-исследовательской деятельности; приобщить студентов к студенческому научному сообществу университета; овладеть навыками проведения научного психологического исследования; развивать психологическую культуру студентов-медиков.

Деятельность студенческого научного кружка складывается из регулярно проводимых заседаний, на которых студенты выступают с реферативными и самостоятельными научными докладами по исследуемой научной проблематике, что соответствует форме кафедральной мини-конференции.

Результаты проведенных психологических исследований представляются на студенческих научных конференциях как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Студенты научного кружка кафедры принимают активное участие в ежегодной научно-практической конференции студентов и молодых ученых ГрГМУ. Презентация работ студентов, выполненных под научным руководством преподавателей кафедры, осуществляется на секции «Психология и педагогика». Лучшие работы отмечаются дипломами I, II, III степени и рекомендуются для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов и молодых ученых. По результатам Республиканского конкурса студенческих научных работ из 16 работ получено 13 дипломов, из них 1 диплом первой категории, 9 дипломов 2 категории и 3 диплома 3 категории.

Наряду с классическими формами научной работы существует ряд возможностей для творческой самореализации студентов.

В 2013-2018 г.г. преподаватели кафедры проводили «Творческие мастерские (workshop)» согласно определенной тематике, утвержденной в плане работы СНК на учебный год. В ходе «workshop» рассматривались актуальные темы, отражавшие реально существующие проблемы и возможности психологической практики.

В 2018 году была создана психологическая мастерская «СОВ7±2». Формы работы мастерской включали чтение и обсуждение текстов первоисточников и переводов оригинальных работ представителей современных научных исследований в области психологии; научные дискуссии с привлечением экспертов; обучающие и развивающие мастер-классы; киновидеолектории и изучение документальных фильмов.

С 2019 года работа психологической мастерской была переформатирована в работу дискуссионного видео-клуба «ГРАНАТ». Работа дискуссионного клуба проводится в рамках межкафедрального сотрудничества с кафедрой биохимии. Основные цели клуба «ГРАНАТ»: развитие научного потенциала, повышение образовательной культуры, повышение мотивационного потенциала студентов к изучению дисциплины «Биологическая химия», а также дисциплин медико-психологического профиля.

В период пандемии были реализованы и проводятся в настоящее время научно-практические конференции с интерактивными докладами преподавателей кафедры и дальнейшим обсуждением конкретных вопросов по определённой тематике.

Преподаватели кафедры являются научными консультантами различных социально-психологических проектов, авторами которых выступают студенты УО «ГрГМУ». Социально-психологический проект – это прекрасная возможность познать теорию и практику психологической науки, сочетать желание оказывать помощь другому и реальную возможность в её осуществлении.

Работа в СНК кафедры психологии и педагогики отличается не только высоким уровнем проведения психологического исследования, но и творческим, индивидуальным подходом к научной работе и научной мысли каждого участника кружка.

Приоритеты развития кафедры психологии и педагогики:

1. Совершенствование условий для успешной преподавательской деятельности.

2. Модернизация образовательного процесса.

3. Внедрение инновационных форм и технологий обучения.

4. Развитие кадрового состава.

5. Подготовка сотрудников с высшей квалификацией.

6. Участие в научно-исследовательских и образовательных проектах.

7. Формирование ценностей патриотизма, мотивации для профессионального совершенствования и здорового образа жизни.

Поздравляем кафедру психологии и педагогики со знаковой датой!
 

 

Назад