Пресс-центр Новости

Совет эксперта в нужный момент. Как телеконсультирование помогает спасать пациентов в критическом состоянии

09 июля 2021 — 12:50

Телемедицинское консультирование позволяет существенно экономить время – один из ценных ресурсов в деле борьбы за жизнь пациента. Цель этого вида помощи состоит в том, чтобы на основе виртуальной оценки состояния пациента, который находится в реанимации, принять решение и дать совет коллегам из другого учреждения здравоохранения по дальнейшей тактике лечения. Необходимости в личном осмотре пациента нет – врачу-специалисту важно оценить результаты лабораторных и других исследований.

Об использовании телемедицинских комплексов в практической деятельности рассказал врач анестезиолог-реаниматолог, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ГрГМУ Руслан Эдуардович Якубцевич. Он отметил, что телеконсультации проводятся с врачами-специалистами, в частности с врачами анестезиологами-реаниматологами, в основном районных либо городских больниц. Экспертное мнение сотрудника кафедры, специалиста с ученой степенью имеет решающее значение в ситуации, когда на кону жизнь пациента.

– В каких случаях необходима телеконсультация?

– Специалисты городских и районных учреждений здравоохранения могут обратиться к экспертному мнению специалиста, чтобы разобраться в дальнейшем плане действий и понять, как улучшить состояние пациента. Обратиться они могут как через университет, так и через университетскую клинику, что в общем-то равнозначно.

Важный нюанс – родственников пациентов либо самих пациентов лично мы консультировать не можем. Наш контингент – это пациенты в критическом состоянии. Они, как правило, находятся на ИВЛ либо в каких-то специальных девайсах.

Стоит отметить, что этот вид помощи стал максимально востребован именно в пандемию. Раньше это были какие-то единичные консультации, а в пандемию, когда выезжать к каждому пациенту не представлялось возможным, этот способ медицинской помощи себя оправдал. Сейчас за консультациями обращаются также по поводу инфарктов миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, тяжелого сепсиса и прочего. Опыт показал, что телеконсультирование весьма востребовано.

– Как происходит консультирование?

– На одну телеконсультацию в среднем отводится около 20 минут. Осуществляется она в университетской клинике в кабинете телемедицинского консультирования. Специалисты, которые там находятся, перенаправляют всю необходимую информацию на рабочие компьютеры либо на дисплей телевизоров в кабинетах сотрудников кафедры. Телеконсультирование осуществляют все сотрудники кафедры – каждый из них закреплен за своим районом либо городской больницей.

Врачи, которые заявляют о необходимости консультации, сразу определяют цель этой консультации – экстренная она или плановая. Относительно нас плановой может быть консультация, если пациент находится в критическом состоянии продолжительное время. Поскольку мы говорим о службе анестезиологии и реанимации, то у нас 80 процентов таких консультаций – экстренные.

Преобладающее число консультаций – 65-70 процентов – осуществляется в рабочее время. Но так как наши пациенты экстренные, телемедицинское консультирование в 30-35 процентов случаев проводится дистанционно в нерабочее время.

Поскольку у нас клиника университетская, врачи-интерны, клинические ординаторы, субординаторы анестезиологи-реаниматологи также могут участвовать в телеконсультировании и смотреть, как оно проводится. Таким образом они дистанционно учатся на клинических случаях.

Расскажите об организации работы этого вида помощи в пандемию.

В пик второй волны пандемии – это ноябрь, декабрь, январь – количество телеконсультаций достигало около 20 в день. В этот же период мы каждый день использовали телеконсультирование в формате консилиумов. В Гродненской университетской клинике собирались представители кафедры анестезиологии и реаниматологии, инфекционных болезней и 2-ой кафедры внутренних болезней. С нами на связь в видеоформате выходили все районные и городские больницы нашей области. В данном случае решение мы принимали уже консилиумно. Как только количество пациентов стало значимо уменьшаться, такой формат был переведен в точечный.

– На что обращают внимание врачи-специалисты перед тем, как принять решение по дальнейшей тактике лечения пациента?

– Наша задача состоит в том, чтобы оценить результаты лабораторных анализов, параметры искусственного дыхания, некоторые рентгеновские снимки, данные КТ и МРТ и дать совет по избранию другой тактики лечения либо изменения дозы вводимых препаратов и прочего. Если подробнее заострять внимание на анализах, то мы оцениваем состояние свертывающей системы, воспалительных и биохимических процессов в организме, кислотно-щелочное равновесие, водно-электролитный обмен и прочее. Это целый шквал анализов, которые должны знать врач лабораторной диагностики и врач анестезиолог-реаниматолог. Кроме этого, есть еще специфические анализы, например, свойственные COVID-19.

Еще один момент, который показал свою значимость в пандемию – это назначение тех или иных препаратов для подавления так называемого цитокинового шторма, чтобы оборвать процесс COVID-19 и предотвратить у пациента более тяжелое течение коронавирусной инфекции. Решение о назначении дорогостоящих препаратов принимается с участием областных специалистов. Вот уже больше года каждый такой препарат мы и инфекционисты назначаем вместе путем телемедицинского консультирования.

Кроме этого телемедицинское консультирование позволяет определить возможность и необходимость перевода пациента на более высокий уровень лечения. Особенно в тех случаях, когда в районе необходимую помощь невозможно оказать в силу разных причин.

Материал подготовил
отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Александра Минько

Назад