Татьяна Николаевна Горелова: романтика на станции Зима, история облздрава, сердце династии
Об основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами. К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад
Такое место на земле как станция с поэтическим названием Зима известно многим по одноименному стихотворению Евгения Евтушенко, которое он посвятил своей малой родине на Транссибирской магистрали. Это место поэт всегда считал особенным, благословенным, гордился тем, что смог стихами и поэмами прославить его на весь мир. Пусть и не столь поэтично, но с особыми чувствами вспоминает о Зиме и Татьяна Николаевна Горелова. Именно здесь начинался ее врачебный путь.
Как коренную белоруску, выпускницу Гродненского медицинского института занесло в далекую Иркутскую область?
- Поехала по распределению. Представьте себе, сама выбрала такую даль. В то время новоиспеченных врачей из Гродно отправляли по всему Союзу. Кто-то выбирал БАМ, кто-то Транссиб. Мы с подругой тоже поехали за романтикой. В моем направлении значилось Иркутское управление восточносибирской железной дороги. Оттуда меня и направили в Зиму, в местную узловую больницу. Там прошла интернатуру, а экзамены по ее окончании сдавала в Иркутском мединституте, - удовлетворяет мое любопытство Татьяна Николаевна.
Рассказывает, что в Зиминскую больницу приезжали на работу вчерашние студенты с разных уголков великой страны. А на момент ее приезда должность начмеда занимала выпускница гродненского вуза Елена Данещик, с которой позже их сведет судьба уже в родном Гродно. Вообще, не только среди медиков, но и вообще среди жителей Зимы было немало белорусов.
В Зиме Татьяна встретила свою «вторую половинку». Позже по сложившимся обстоятельствам супруги переехали в наш Гродно, который стал для Игоря Горелова родным. Хотя до сих пор он Зиму не забывает. И они наведываются в его родные места, несмотря на то, что дорога занимает почти пять суток поездом.
В Зиме Татьяна Николаевна начинала работу как цеховой терапевт локомотивного депо. Но поскольку в больнице была постоянная нехватка кадров, приходилось лечить людей и по смежным профилям. Будучи на должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, не раз приходилось подолгу заменять руководителя лечебного учреждения. Так за девять лет наработала и вернулась в Гродно с большим врачебным опытом.
Признается: возвращаться не собирались. Приехали на время отпуска и поддались на уговоры ее мамы. Нину Александровну сильно подводило здоровье, рядом нужен был заботливый человек, и это послужило главным аргументом для дочери оставить Зиму.
- Маме своей я благодарна не только за родительскую заботу, но и за пример в выборе профессии. Она из того поколения, чей школьный выпускной сорвала война. В мединститут поступила, как только он в освобожденном от фашистов Минске возобновил работу. После окончания поехала работать в Заболоть, тогда это был Радунский район. У нас в семье хранится фотография барака, в котором размещалась местная больница, а в крайних комнатах выделили жилье для врача и фельдшера. Там поселилась моя мама, а после рождения и я. Папа в это время оканчивал учебу в Минске - он поступил позже мамы, когда вернулся с фронта. Когда получил диплом, распределился в Гродно. Сюда мы к нему с мамой и переехали, - вспоминает Татьяна Николаевна.
Отец у нее инженер, как и мама был увлечен своей профессией. Но дочь пошла по маминым стопам. В Гродно Нина Александровна долгое время работала в первой взрослой поликлинике: участковым терапевтом, затем заведующей терапевтическим отделением. С детскими садами в городе была проблема, и доктору приходилось ходить на вызов вместе с детьми: пока работала с пациентами, Татьяна с братом играли во дворе.
- Я видела, как люди маме благодарны. Слушала рассказы о профессии ее коллег, которые к нам часто приходили, многие жили по соседству с нами на улице Подольной. Из них выделялась мамина однокурсница Еванжелина Назаровна Селицкая, которая возглавляла городскую санстанцию. Мама рассказывала, что она в войну была в партизанском отряде, все годы студенчества ходила в гимнастерке и кирзовых сапогах. Это все были люди, как теперь сказали бы, глубоко идейные, преданные Родине и своей профессии до мозга костей. Готовы были работать за «спасибо», только бы помочь заболевшему человеку.
В медицинский институт я поступала с твердым убеждением, что самая хорошая работа – в медицине. Не разочаровалась. Никогда не представляла себя вне этой профессии, - признается собеседница.
И это при том, что трудиться Татьяне Николаевне довелось на непростых и очень ответственных должностях.
Переезд Гореловых в Гродно совпал по времени с открытием третьей городской поликлиники. Татьяна Николаевна обратилась в обздравотдел с желанием работать участковым терапевтом. Однако тогдашний заведующий отделом Федор Антонович Богданович, изучив послужной список, настоял на должности заместителя главного врача по экспертизе. Мол, раз объявился опытный специалист, не стоит тратить средства на подготовку другого. Работу эту она действительно знала, как свои пять пальцев.
- Именно работа в экспертизе убедила меня, как важна в медицине четкая организация. В Союзе в этом направлении специализировались именитые медики, было издано несколько книг, где все принципы четко и ясно изложены, - вспоминает Татьяна Николаевна. - С такими путеводителями, если не ленился в них постоянно заглядывать, очень быстро нарабатывается опыт.
А вот для новой предложенной ей должности - начмеда второй городской больницы такого четкого руководства действиями не было. И должность-то непростая! Стационар большой – до полутысячи коек, профили самые разные, среди сотрудников -- профессура, авторитеты гродненской медицины. Заместитель главного врача по лечебной части должен видеть весь многогранный лечебный процесс и мыслить масштабно.
- Это счастье, что коллектив поддержал меня, а авторитетные коллеги старались на первых порах помочь: подсказывали, предлагали варианты решения вопросов, но деликатно, чтобы не обидеть, - вспоминает Татьяна Николаевна.
Признается: для нее это было примером отношения к коллегам и подчиненным.
Одиннадцать лет она посвятила второй городской больнице. Из них шесть фактически руководила большим стационаром. Главный врач Сергей Михайлович Котов был избран депутатом парламента, и порученный ему там участок работы требовал постоянно находиться в столице. Но такой был закон, что его должность в больнице занять никто не мог. Так что начмеду пришлось работать за двоих.
Начало девяностых годов прошлого столетия - непростое время в жизни страны, и в здравоохранении в частности. «Держалась на энтузиазме» - так характеризует медицину того времени Татьяна Горелова. Утверждает: не только не растеряли достигнутое, а и совершенствовали помощь людям.
- Самое главное, и это великое благо для людей, что в нашем государстве благодаря мудрой политике руководства сохранялись основные принципы и подходы советской системы здравоохранения, - считает моя собеседница и подкрепляет сказанное примерами.
Как-то в бытность Гореловой заместителем начальника облздрава в область приехали представители Всемирной организации здравоохранения: намеревались подсказать пути правильной, по их мнению, организации медицинской помощи. Было в том числе и предложение упростить противотуберкулезную профилактику, упразднить обязательное регулярное прохождение флюорографии. Гродненские медики с этим не согласились, о чем и рассказали курирующей тогда медицину в должности заместителя председателя облисполкома Марии Михайловне Бирюковой. И зампред их полностью поддержала. То, что поступили правильно, подтвердила сама жизнь. Ленинградская область, где предложение возовцев приняли, через некоторое время «выстрелила» многократным увеличением случаев туберкулеза. В Гродненской же области благодаря сохранившейся системе профилактики и четко выстроенной медицинской помощи грозное заболевание реально пошло на спад.
В должности первого заместителя начальника облздравоотдела Горелова работала пятнадцать лет. В здравоохранении это было время перемен - в Гродно вошли в строй кардиодиспансер, больница скорой помощи, четвертая городская (тогда азотовская) больница. Но для того, чтобы новые учреждения четко вписались в структуру здравоохранения области, нужна была огромная организационная работа.
- Четкая система с жесткими правилами - эта основа, которая важна в медицине во все времена. В облздравотделе мы выстраивали по каждому направлению оказания помощи то, что теперь называют логистикой. Конечно, это не было догмой. По мере того, как расширялись возможности здравоохранения, совершенствовалась диагностическая и лечебная база, вносились изменения. Опять же, важно было это сделать вовремя. Возможно и теперь кто-то представляет роль врача только у постели больного. Я же хочу отдать должное нынешним организаторам здравоохранения -- благодаря им система помощи в нашей области работает в духе времени: четко выстроена и так же четко работает, - убеждена Татьяна Николаевна.
В качестве примера из своей практики приводит создание разноуровневой системы перинатальной помощи. Порядок организации наблюдения за беременными, определение учреждений, куда они поступают под присмотр врача в зависимости состояния, и другие моменты четко прописали. В отдельных районах, несмотря на порой противодействие на местном уровне, закрыли родильные отделения и расписали, какие лечебные учреждения возьмут женщин из этих районов под свою опеку. Главный аргумент - квалификация кадров. Если, скажем, количество родов такое, что акушерка может на протяжении нескольких дежурств оставаться без дела, то она просто теряет квалификацию.
- Внедряя новшество, ставилась задача за непродолжительное время существенно снизить младенческую смертность. Некоторым она казалась фантастической. А система разноуровневой перинатальной помощи дала результат. Опять же был разработан определенный алгоритм прохождения ультразвуковой диагностики. Еще при моей памяти в Любче был детский дом, где находились дети со сложнейшими патологиями развития. А потом его закрыли за ненадобностью, потому что пороки развития научились прогнозировать на генетическом уровне и выявлять во внутриутробном состоянии благодаря всевидящим УЗИ, - рассказывает Горелова.
Сегодняшние цифры по здоровью мам и детей, которые у нас на уровне самых высокоразвитых стран, это результат системы, которую выстроили и со временем усовершенствовали. В медицине не должно быть застывших рецептов, уверена собеседница.
Обо всех значимых новшествах в гродненской медицине за последние несколько десятилетий Татьяна Николаевна может рассказывать долго и увлеченно. Ко внедрению многих в нашей области причастна непосредственно. Кстати, высшая врачебная квалификационная категория у нее именно по специализации «организация здравоохранения».
Вспоминает, как создавался областной центр дуоденальных кровотечений, областной эндоскопический гинекологический центр, с первых операций по замене тазобедренных суставов выстраивалась логистика эндопротезирования, с открытием областного кардиодиспансера разработали систему оказания сердечной помощи. И таких своего рода моделей помощи разработали десятки!
При этом нередко свои предложения организаторам здравоохранения приходилось отстаивать в высоких кабинетах. Как одну из сложных задач Татьяна Николаевна вспоминает организационную работу, связанную со строительством в областном центре нового здания для служб психиатрии и наркологии. Новостройка, которую курировал Совмин, конечно, впечатляла. Но масштабный, на то время даже можно сказать грандиозный, проект санкт-петербургских архитекторов превосходил возможности областного центра. Чтобы распорядиться площадями максимально эффективно, в облздраве и родилось предложение разместить в здании в том числе городскую поликлинику. Таким образом избавить жителей прилегающего микрорайона от необходимости добираться к врачу на противоположный берег Немана. Доказать рациональность идеи, не ущемить интересы главных адресатов новостройки, «отпочковать» структуру от существующей городской поликлиники - вся работа легла на плечи инициаторов.
- Это был определенный риск и высочайшая ответственность. Но нас вдохновляло то, что работаем в интересах людей, -вспоминает Татьяна Николаевна.
Признает: уровень медицины сейчас вырос несоизмеримо, логистика помощи по всем направлениям и службам оттачивается до совершенства. При этом отдает должное организаторам здравоохранения и врачам-практикам своего поколения, их профессионализму, энтузиазму, самоотверженности и высочайшей ответственности за порученное дело.
____________________________________________
Четкость, системность, которые Татьяна Николаевна любила и которых добивалась в облздравоотделе, определили ее выбор после того, как пришло время заслуженного отдыха. Правда, перешла она в медстатистику не сразу, еще пятилетку оставалась в руководстве здравоохранением области - работала в должности первого заместителя начальника управления здравоохранения облисполкома (такой статус получил облздрав). А затем перешла в четвертую городскую больницу. В медстатистике она уже тринадцать лет, и как признается сама, до сих пор ею увлечена.
- Это только человеку несведущему она кажется рутинным делом. А ведь именно она дает реальную картину потребности во всех видах медицинской помощи, служит реальной основой оценки ее качества. Ко всему мы идем в ногу со временем - на смену бумажным подсчетам пришли компьютеры, внедрены специальные программы. Вообще, электронное здравоохранение - это благо для системы. Как и многие другие новшества, результаты которых, кстати, и можно проследить по медстатистике, - увлеченно говорит мне Татьяна Николаевна.
Несомненно, все отечественное здравоохранение уверенно шагает вперед. И это посвятившую ему всю свою жизнь Татьяну Николаевну Горелову, по ее собственному признанию, не может не радовать. Эти чувства словно подкрепляет вид из окна ее рабочего кабинета на площадку, где разворачивается строительство современной клиники. Пройдет время, и новоселье здесь справит вторая городская больница, которую моя собеседница считает своей родной.
Надо сказать, что Татьяна Николаевна Горелова не только известность гродненской медицины, но и, образно говоря, сердце врачебной династии. Несомненно, что мудрые советы мамы - талантливого организатора здравоохранения пришлись очень кстати Екатерине Сергиенко, главному врачу областного кожно-венерологического диспансера.
- Скрупулёзно работает с документами - и это мне нравится. Конечно, я всегда готова ей подсказать. Однако все решения она принимает сама, - так определяет стиль работы дочери Татьяна Николаевна.
Рассказывает: когда четверокурсникам медуниверситета разрешили работать медсестрами, Екатерина взяла ночные дежурства в кожвендиспансере и работала там до окончания вуза. То, что позже дочь вернулась сюда на врачебную должность, а потом и стала руководителем лечебного учреждения, иначе, как знаком судьбы не назовешь.
Было в жизни Гореловых и еще одно судьбоносное совпадение. Как-то на праздничном вечере в медуниверситете Екатерина познакомилась со студентом педиатрического факультета Александром Сергиенко. В разговоре выяснилось, что в биографии его родителей тоже фигурирует станция Зима. Более того, мама - та самая Елена Данещик - начмед узловой больницы, которая и встретила там Татьяну Николаевну. Когда семьи Гореловых и Сергиенко-Данещик породнились, ни одна встреча не обходилась без воспоминаний о романтике далекой станции Зима.