Пресс-центр Новости

Уникальный творческий проект! Рассказываем, какой он – дискуссионный клуб лечебного факультета «Дебаты»

20 декабря 2023 — 09:46

Первые дебаты в рамках проекта лечебного факультета Гродненского медуниверситета состоялись в 2013 году. Правила игры предполагали дискуссию двух команд по 10 человек на предложенную тему. Жеребьёвкой определялась позиция, которую должна была защищать команда.

Позже был создан дискуссионный клуб лечебного факультета «Дебаты». А первая игра по системе парламентских дебатов прошла весной этого года.

О проекте «Дебаты», его правилах и формате, рассказала заместитель декана лечебного факультета по воспитательной работе Людмила Григорьевна Короленок.

– Что такое «парламентские дебаты»?

Парламентские дебаты построены по принципу дебатов в Британском Парламенте. Четыре команды, две из которых представляет правительство (открывающее и закрывающее правительство), а две – оппозицию (открывающая и закрывающая оппозиция), обсуждают законопроект по актуальной теме. По итогам выступления команд судьи оценивают их и распределяют места. Позиции команд распределяются по жребию. Поэтому команды не всегда отстаивают точку зрения, соответствующую их убеждениям. Но именно этот аспект расширяет кругозор и позволяет мыслить в разных направлениях. Интересно, что иногда после обсуждения ребята меняют свою точку зрения на тот или иной вопрос.

– Каковы основные правила игры?

– За 15 минут до игры объявляется тема, проходит жеребьевка, которая определят роли команд. К слову, все темы являются актуальными и связаны с Республикой Беларусь. После спикеры в определенном порядке начинают выступление. Каждый член команды имеет 6 минут, в рамках которых должен постараться убедить судейство в том, что его аргументы и аргументы его команды лучше, чем аргументы оппонента. Роли каждого спикера тоже различаются, и каждый из них имеет свою задачу.

В игре есть также таймкипер. Он следит за временем и дает сигналы, когда можно задавать вопросы спикеру. После окончания дебатов судьи определяют победителя игры.

– Для чего люди обычно приходят на дебаты?

– Проблема современного общества, как отмечают многие ученые, – это отсутствие умения говорить. Дебаты помогают и учат студентов убедительно и грамотно выражать свои мысли в устном высказывании, развивают критическое мышление, учат работать в команде. Также во время игры спикеры учатся слушать и слышать оппонентов, строить свою позицию, исходя не из эмоций и собственной точки зрения, а из глубокого анализа обсуждаемого вопроса.

– Чему учат на дебатах в первую очередь?

– Ораторскому искусству, выдержке, гибкости мышления, умению быстро реагировать на ситуацию в условиях ограниченного времени, а иногда и при недостаточном объеме знания по теме разговора. Дебаты также учат уважать чужую точку зрения, учат командной работе, так как за 15 минут до игры надо не только обсудить стратегию выступлений, но и понять партнера, донести до него свои мысли и выработать единую линию.

– Как происходит подготовка к парламентским дебатам?

– Это большая работа. В начале года на первом собрании новые члены команды знакомятся с правилами игры. Есть ряд упражнений, которые учат формировать свои мысли, говорить. Проводятся тренировочные игры, идет поиск материалов, собираются кейсы. Залог успеха – регулярные тренировки, где ребята проигрывают различные темы, а потом их анализируют. Для привлечения новых членов команды проходят игры со зрителями-студентами. Ведь всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– Кто может стать членом Клуба парламентских дебатов?

– Членом дебат-клуба может стать любой студент любого курса и факультета. Участие преподавателей тоже возможно.

– В каких мероприятиях принимают участие члены Клуба парламентских дебатов?

В прошлом году, 19 апреля, студенты лечебного факультета Анна Тимошко, Александра Македон, Илья Подолянский и Андрей Грищенко приняли участие в областном этапе проекта «Белорусская Республиканская Лига дебатов», которая проходила на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. По итогам игры студентка лечебного факультета 3 курса 23 группы Анна Тимошко была отмечена как лучший игрок, а команда в составе Александры Македон и Ильи Подолянского, студентов 3 курса 23 группы, получила диплом II степени и стала участником финального этапа «Белорусской Республиканской Лиги Дебатов», который проходил в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. По результатам игр Александра и Илья получили специальный суперприз.

 – Людмила Григорьевна, какова Ваша роль в Клубе парламентских дебатов? Вы являетесь куратором, модератором?

– Я – руководитель дебат-клуба. Первые дебаты я организовала в 2013 году. Тогда это было совершенно новая форма, и проводилась она в упрощенном формате. Чуть позже был создан «Дискуссионный клуб лечебного факультета «Дебаты».

Однако всегда было желание организовать именно парламентские дебаты. Это сложная форма, предполагающая серьезную подготовку и фундаментальные знания игроков в самых разных направлениях: политика, экономика, международные отношения и т.д. Первая игра по новой системе парламентских дебатов в университете прошла весной 2023 года.

– Какие планы на будущее у Клуба парламентских дебатов?

– В краткосрочной перспективе, в феврале-марте 2024 года, участие в областном этапе республиканского конкурса «Всебелорусская лига дебатов. Готовим три команды. Надо достойно представить университет. В долгосрочной перспективе мы будем продолжать развиваться, привлекать новых членов, учить студентов. Очень приятно, когда студенты после игр говорят, что им с каждым разом становится все легче выражать и формулировать свои мысли, что они обретают навык ораторского мастерства и умения вести себя на публике. В этом направлении и будем работать дальше.

Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу

Фото: из архива ГрГМУ

 

Назад