Пресс-центр Новости

«Все определяет желание и мотивация человека»

13 сентября 2022 — 11:42

Заведующий кафедрой нормальной физиологии ГрГМУ, доктор медицинских наук, профессор Виктор Владимирович Зинчук 13 сентября празднует свой 60-летний юбилей.

В 1986 году Виктор Владимирович окончил лечебный факультет Гродненского государственного медицинского института и с тех пор прошел путь от старшего лаборанта до заведующего кафедрой.

В.В. Зинчук – авторитетный ученый и практик в области клинической физиологии, руководит научно-педагогической школой по клинической и фундаментальной физиологии дыхания. Разработанные им способы моделирования и коррекции гипоксических состояний в медицинской практике имеют мировой приоритет и защищены 16 авторскими свидетельствами (патентами) на изобретения. Результаты исследований обобщены в 17 монографиях (из них 6 по клинической проблематике), 5 инструкциях по применению, утвержденных МЗ РБ.

Под его руководством выполнены и защищены 17 диссертаций на получение ученой степени кандидата и 2 – доктора наук (из них 6 по клиническим специальностям), 8 магистерских диссертаций. В.В. Зинчук – автор более 700 научных работ (в журналах стран СНГ, а также США, Германии, Великобритании, Польши, Чехии, Финляндии, Швейцарии, Испании). Его научные публикации получили международное признание, цитировались в научных изданиях более 1700 раз (по данным Elibrary). Индекс Хирша – 21 (по данным «Академия Google»).

На счету Виктора Владимировича множество наград – нагрудные знаки «Отличник здравоохранения», «Отличник образования», медаль «Лидер союзного государства». В январе этого года он удостоен почетного звания профессора Университета традиционной медицины Армении. Его научная деятельность отмечена почетными грамотами Министерства здравоохранения (2003 г.), НАН Беларуси (2008 г.), ВАК Беларуси (2014 г.), Министерства образования (2002 г.), Гродненского облисполкома (1994, 2020 гг.). В 2000 и 2008 годах В.В. Зинчук удостоен персональной надбавки Президента РБ за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь в отрасли «Наука», а также грантом Президента РБ в области «Наука» в 2016 году и в области «Образование» в 2022 году.

В канун юбилея мы пообщались с Виктором Владимировичем и задали несколько вопросов, раскрывающих его как ученого и педагога, любящего свое дело.

– С чего начался Ваш путь в медицину и, в частности, в науку?

– Я родился в Слуцке, что в Минской области. Это небольшой город с хорошими образовательными традициями и давней историей. Здесь была создана первая на территории современной Беларуси гимназия.

Примером в выборе будущей профессии для меня стал старший брат – на тот момент он уже учился в мединституте. В то же время на определение моей профессии повлияла и тяга к медико-биологическим наукам. В вуз я поступал дважды – в первый раз пробовал в Минск: экзамены сдал неплохо, но не прошел по конкурсу. У меня был шанс еще раз поступать туда же, но я решил не испытывать судьбу и выбрал Гродно. В то время я не ожидал от ГГМИ чего-то большего, чем от любого регионального вуза, и даже планировал переводиться в Минск через какое-то время. Но, поучившись и пожив в Гродно, понял, что это интересный город со своей историей, а Гродненский мединститут – вуз, в котором дают качественное образование на достаточно серьезном уровне.

В науку пришел случайно, но закономерно. Интерес к ней у меня был всегда, как и к познанию, получению новых фактов, их анализу, поиску оригинального подхода в решении определенных проблем. Мне было интересно работать с научной информацией. На протяжении обучения в институте активно занимался студенческой наукой, работал на кафедре биологии, занимался на кафедрах психиатрии, нормальной физиологии. На занятия студенческой наукой оказывали влияние преподаватели Виктор Павлович Андреев (кафедра биологии), Борис Николаевич Станкевич (кафедра фармакологии), профессор Михаил Владимирович Борисюк (кафедра нормальной физиологии). В 90-е годы у меня была возможность проходить стажировку в Кракове на кафедрах нормальной физиологии и фармакологии медицинского факультета Ягеллонского университета. Там я познакомился с известными учеными, это Станислав Контурек и Ричард Григлевски. Они оказали на меня большое влияние. У них я научился такому понятию, как «научная методология» в соответствии с мировыми стандартами, подходам в написании статей, постановке эксперимента, анализу полученных данных. 

Тем не менее вплоть до момента распределения я предполагал, что буду работать в практической медицине. Однако профессор М.В. Борисюк убедил меня обучаться в аспирантуре. Это и предопределило дальнейшее развитие моей карьеры.

– Вы – авторитетный ученый в области клинической и фундаментальной физиологии, большое внимание в своих исследованиях уделяли именно закономерностям функционирования системы транспорта кислорода с позиций участия в этом газотрансмиттеров. С чего начиналось освоение этой темы?

– Когда молодой человек приходит в науку – он как пластилин. Конечно, у него есть свои мысли и идеи, но все-таки важно, в какую среду он попадет. Мне в этом плане повезло, так как я попал в научную команду к серьезному ученому – Михаилу Владимировичу Борисюку. Это был интересный и неординарный человек, весомая личность в науке. Ему была присуща немногословность, но он всегда умел находить слова, которые помогали разобраться в той или иной научной проблеме и дальше двигаться к цели.

Именно профессор Борисюк ввел меня в основную тематику научных исследований. Сфера, которой я занимаюсь, – логическое продолжение вопросов и проблем, которые начал решать Михаил Владимирович в свое время. Впоследствии это вылилось в целое направление и научную школу, которая в настоящее время активно развивается у нас в университете.

Я придерживаюсь такой точки зрения: есть талант учиться, а есть талант работать. Я не был суперотличником – оценки были достаточно неплохие, но в то же время красный диплом я не получил, хотя был близок к этому. Можно получать очень высокие оценки, но в то же время быть формалистом и заниматься только зубрежкой, но, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы было своего рода научное мышление. В этом плане мне импонируют студенты, которые не просто 100-процентно излагают материал по учебнику, а пытаются думать, анализировать.

Помню, что когда-то, еще будучи школьником, я получил высокую оценку по физике лишь за то, что задал интересный и неординарный вопрос. В этом и заключается суть обучения – научиться логически мыслить и смотреть на решение вопросов нестандартно. Это те кирпичики, которые формируют определенную область мышления.

– У Вас богатый опыт активного использования результатов фундаментальных исследований в прикладной медицине, их внедрения в практическое здравоохранение. Расскажите, над чем работаете сейчас?

– В этом году мы выполнили совместный проект с российскими коллегами из Ярославля. Занимаемся изучением эффекта озона на механизмы транспорта кислорода. Это финансируемый международный проект, который позволяет нам проводить исследования независимо от обстоятельств. Мы получили интересные данные, которые в перспективе помогут разобраться в лечении той же ковидной инфекции. Известно, что один из способов лечения этого заболевания – применение озона. Наши исследования могут дать ключ к пониманию, каким образом это воздействие оказывает позитивный эффект при лечении пациентов с коронавирусной инфекцией.

Если говорить о научной работе, то на сегодняшний день это изучение физиологической роли газотрансмиттеров в регуляции механизма транспорта кислорода в условиях гипоксии и развития окислительного стресса разной природы.

– Виктор Владимирович, Вы, как известный в стране педагог высшей школы, много сделали для внедрения инновационных методов и технологий клинической физиологии в медицинское образование. Что Вы можете сказать о молодых поколениях будущих врачей?

– Хочу заметить, что в своей педагогической работе я нередко сталкиваюсь со школьниками. Они обращаются с просьбой прочитать им несколько лекций при подготовке к областным и республиканским олимпиадам. От этой возможности никогда не отказываюсь. Интересно работать с такими мотивированными или, можно даже сказать, элитными ребятами. Иногда приятно отметить, что школьник 9-10 класса знает физиологию лучше, чем средний студент медицинского вуза. По крайне мере, я помню, как один из них прекрасно знал наш классический трехтомник по физиологии человека немецких физиологов (Р.Ф. Шмидта и др.), который средний студент нашего вуза даже не читал. Несмотря на то, что школьники еще в начале большого пути, с ними интересно общаться. Ты не только даешь им знания, но и получаешь позитивную энергетику.

Помогаем многим в выполнении диссертационных исследований. Очень тесно в этом плане сотрудничаем с клиническими и другими фундаментальными кафедрами. Это важно, так как физиология интегрируется и взаимодействует с разными областями медицины. Мы изучаем кислородное обеспечение организма, его нарушение – исследуем гипоксический синдром. Ведь гипоксия была, есть и будет, а, следовательно, исследования в этом направлении всегда будут актуальны. Методы лечения и диагностики будут меняться, но сам факт кислородного нарушения режима в организме будет иметь место. В связи с этим его оценка всегда будет востребована и актуальна. В свое время была выполнена докторская диссертация нынешним заведующим кафедрой фармакологии Валерием Ивановичем Козловским. Получены интересные данные об участии эндотелия в обеспечении кислородного режима организма. В прошлом году защищена докторская диссертация доцентом (ныне профессором) кафедры патологической физиологии им. Д.А. Маслакова Михаилом Николаевичем Ходосовским. Она посвящена изучению синдрома ишемии-реперфузии печени. Были получены интересные и оригинальные данные о роли газотрансмиттеров в патогенезе этой патологии и намечены фундаментальные основы коррекции данной проблемы.

Мне приятно отметить своего ученика – Дмитрия Дмитриевича Жадько. Он пришел к нам на кафедру с кафедры физического воспитания. Исходный уровень биологических знаний у него был существенно меньше, чем у выпускника медицинского вуза. Но, тем не менее, его мотивация и желание сделать научную работу привели к хорошим результатам. Три года он обучался в аспирантуре и по ее завершению получил три патента на изобретение, инструкцию по применению, утвержденную Министерством здравоохранения, подготовил ряд научных публикаций в солидных зарубежных журналах. Это еще раз свидетельствует о том, что все определяет желание и мотивация человека. Без этого невозможен хороший научный результат.

– Любопытно узнать, есть ли у Вас интересное хобби, которому Вы с удовольствием посвящаете свободное время?

– Особого хобби у меня нет. Свободное время люблю провести с внуками или с хорошей книгой. В последнее время стараюсь чаще бывать на даче.

Поздравляем Виктора Владимировича с юбилеем и желаем крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии и реализации всех идей и планов!

Юлия СОКОЛОВСКАЯ
Фото Александра Минько и из архива В.В. Зинчука

Назад