«Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация». Как проект ГрГМУ помогает студентам реализовать себя и получить новый опыт
Проект «Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация» в Гродненском государственном медицинском университете существует более двух лет. Спектр деятельности разнообразен: от тематических тимбилдингов до освещения международных акций. Создатель и куратор проекта Жанна Зеноновна Швед рассказала, как получился такой проект, а также о главных целях и неимоверных эмоциях.
История создания проекта
Название проекта «Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация» появилось, можно сказать, случайно. Жанна Зеноновна отправляла в Витебский медуниверситет научные работы студентов, и одна из секций имела как раз такое название. Ускользнуть от внимания старшего преподавателя кафедры пропедевтики внутренних болезней такая ёмкая фраза не смогла.
– Это название мне очень понравилось и, скажу прямо, – зацепило, – вспоминает Жанна Зеноновна. – Сам проект получился не случайно. Года три назад мы со студентами проводили исследование: изучали функцию дыхательной и сердечно-сосудистой системы в сравнении у курящих и некурящих людей. И даже при среднем стаже курения – около 3,5 лет – мы установили, что у курильщиков более высокие цифры артериального давления и больший процент отклонений по электрокардиограмме. Поэтому нам захотелось донести эту важную информацию до всех молодых людей. Особенно студентов-медиков. Ведь именно в медицине больше факторов, которые как раз и могут привести к появлению пагубных привычек. А кто, как не будущий врач, понимает всю важность сохранения здоровья.
Работа студентов для студентов
Проект имеет несколько основных направлений. Среди них информирование студентов о вреде пагубных привычек, формирование свободной от курения зоны «Медуниверситет – город без табака», укрепление психического и физического здоровья, повышение стрессоустойчивости, развитие навыков коммуникации, спортивная и волонтерская деятельность.
– Изначально мы ориентировались на 1 и 2 курс. Иногородние первокурсники наиболее уязвимы перед вредными привычками. Ребята только закончили школу, оторвались от опеки родных и приехали в другой город. Происходит адаптация, акклиматизация – они получили свободу, но еще не умеют ей распоряжаться. Первый курс, конечно, тяжелый в плане учебы по сравнению со школой, но именно в этот период и происходит развитие навыков коммуникации, адаптации к новой среде, – объясняет Жанна Зеноновна. – Поэтому ориентировался проект как раз на помощь студентам младших курсов. Но на практике получилось наоборот: как организаторами, так и активными участниками проекта в основном стали студенты 3 и 4 курсов. Первокурсников вовлечь в мероприятия проекта оказалось сложнее всего.
Актив проекта – это 15-25 человек. Самое важное, как отмечает Жанна Зеноновна, – в различных акциях любой участник может попробовать себя в роли лидера и учится работать в команде. Такой опыт помогает приобретать и развивать навыки коммуникации, творческий потенциал, повышает самооценку и веру в себя.
– Сейчас для многих студентов обычное человеческое общение – это проблема. Все ушло в мессенджеры. И когда студенты идут к пациентам, у них случается такой ступор, что они не могут задать даже обычные вопросы. И как раз в рамках нашего проекта проходит много мастер-классов, лекций, различных тренингов, где роль спикеров берут на себя студенты. Это помогает им раскрыться перед людьми, побороть чувство страха перед публичными выступлениями, что, безусловно, помогает затем во врачебной деятельности, – поясняет Жанна Зеноновна.
Под эгидой проекта «Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация» проходят различные мероприятия и акции. К слову, у проекта есть свой логотип – оранжевый фламинго, а также баннер и заметный мерч, есть свой инстаграм-аккаунт.
– Главная особенность наших мероприятий – это то, что их проводят студенты для студентов на уровне своего понимания. Благодаря этому и вовлеченность больше, и интерес возрастает, и есть хороший результат, – поясняет Жанна Зеноновна. – Ребята делают мероприятия через призму своего восприятия: «А вот что бы меня зацепило?», «Какими фактами достучаться до сверстников?», «А что было бы интересно показать?». У меня, допустим, как у куратора, свое виденье, у студентов свое, и во время обсуждения мы приходим к общему знаменателю. Благодаря этому акция или мероприятие не превращаются в сухую лекцию или семинар – у нас получается сделать интерактив и наладить коммуникацию. Мы постоянно учимся друг у друга: я смотрю на студентов, на их идеи и мировосприятие, со стороны своего опыта я тоже им что-то советую. Между нами постоянно происходит колоссальный обмен знаниями и впечатлениями.
Жанна Зеноновна, как куратор, помогает ребятам не только с идеями, но и решает различные организационные вопросы, как внутренние, так и внешние. Конечно, без поддержки руководителя проект не получился бы таким масштабным. Жанна Зеноновна всегда двигается вперед, смотрит в разные стороны и учится чему-то новому, безвозмездно делится со студентами знаниями, жизненным опытом и эмоциями. Благодаря этому с каждым годом проект меняется и расширяется.
– Каждый год на проект приходят новые студенты. Они все разные, с разными идеями, виденьем, потенциалом. Ребят нужно услышать, поддержать и направить – во всем этом я и как преподаватель, и как куратор помогаю с удовольствием и вдохновением. У нас есть уже своя наработанная база. Это материалы к ежемесячным дням здоровья, например. В последний день мая в фойе ГрГМУ мы провели акцию, посвященную Всемирному дню без табака. Даже на ее примере видно, что студенты заинтересованы в проекте: сами приготовили информационные брошюры, нарисовали плакаты и мотивационные записки, оформили тематический стенд, купили вкусные призы, провели семинар с презентацией в общежитии. И все это делается студентами для студентов, поэтому и результат от такого общения «на равных» есть всегда. В каждой акции большой охват людей тематической информацией, которая дает студентам повод и мотивацию задуматься о своем здоровье.
К слову, что немаловажно, такая общественная деятельность зачисляется и в рейтинг студента. В будущем во время распределения это весомое дополнение к общей характеристике.
Волонтерская помощь
Помимо акций для студентов университета, участники проекта «Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация» взаимодействуют и с другими организациями. В качестве волонтеров ребята помогают Гродненскому детскому хоспису, приютам для бездомных собак и кошек, участвуют в различных внешних акциях по сбору подарков детям, одиноким пожилым людям и других мероприятиях.
– Такой опыт, конечно, очень нужен и важен, – говорит Жанна Зеноновна, – это очень эмоциональные и душевные мероприятия. Некоторые студенты не могут преодолеть себя, им тяжело в эмоциональном плане принимать участие в акциях для детского хосписа. Сложно остаться один на один с неизлечимо больным ребенком. Но в такие моменты ты по-другому начинаешь ценить то, что у тебя есть. Понимаешь, насколько ты богат, имея просто здоровье. Такие акции и мероприятия важны тем, что у студентов развиваются милосердие, великодушие, сочувствие и участие. В профессиональном плане для будущих врачей это очень ценные качества.
Благодаря такому живому общению, помощи, неравнодушию студенты взамен получают эмоции, энергию, новый для себя жизненный опыт. В век нанотехнологий многие профессии заменяются компьютерными программами и машинами, даже в медицинской сфере. Например, быстро развивается операционная робототехника. Но ни одна супермашина не даст человеку то, чего он больше всего ждет от врача: эмпатии, участия, доброты, поддержки, веры в то, что все будет хорошо. Поэтому эффективность и нужность таких проектов на лицо, отмечает Жанна Зеноновна и приводит в пример случай из практики:
– Однажды для статьи я делала в больнице анализ записей пациентов, оставленных за год в книге обращений граждан. Их было порядка 110, из которых где-то 7 - жалобы, остальные записи – благодарности. За что люди благодарят? Фраза: «Спасибо доктору за то, что меня вылечил», присутствовала редко и в самом конце обращения. А на первом месте все пациенты писали: «Спасибо доктору! Он такой добрый, внимательный, чуткий, ласковый – поддержал, вдохновил, воодушевил, вселил надежду».
Пересказать материал учебника студентам не составляет труда, а вот освоение знаний у постели пациента вызывает трудности. И это особенно актуально для современной высшей школы, ориентированной на практику и компетентностный подход.
Проект «Здоровый студент – здоровый врач – здоровая нация» как раз и помогает студенту – будущему врачу – развивать и совершенствовать навыки коммуникации, лучшие человеческие качества. Ведь медицина – это не профессия, а образ жизни.
Материал подготовил
отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото: Александр Минько и из архива проекта