В основе стратегии совершенствования учебно-методической и учебно-воспитательной работы кафедры лежит компетентностный подход, который объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образовательного процесса и обладает интегративным и системным характером. В связи с этим сотрудники кафедры внедряют новое образовательное направление – интегративную биологию, которая развивает историческое, системное, ассоциативное, прогностическое мышление, интегрирует биологическое знание с гуманитарными и медико-биологическими науками, способствует формированию у студентов таких важнейших мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, умение делать вывод на основе результатов УИРС.
В конструировании учебных программ и организации учебного процесса по курсу медицинской биологии и общей генетики сотрудники кафедры руководствуются тем, что в настоящее время в биологии интенсивно развиваются такие направления как функциональная геномика, протеомика, эпигенетика, совершенствуются методики и приемы генной инженерии и молекулярной медицины. В учебном процессе кафедра широко использует технологии проблемного обучения, проектное и модульное обучение, мониторинг уровня обученности, методики самостоятельного обучения. Для оптимизации учебного процесса сотрудниками кафедры разработаны для практических занятий и лекций схемы, слайды, графы логических структур. Создана и внедрена компьютерная тестовая система знаний, позволяющая определять исходный уровень знаний студентов. Написаны электронные варианты лекций по актуальным проблемам биологической науки: «Ген: современные представления структурно-функциональной организации единиц генетической информации», «Биология животной клетки», «Эко-биофилософия – парадигма современного познания», «Уровни организации живой природы», «Биология опухолевой клетки», «Курс лекций по медицинской паразитологии» и др. Для студентов всех факультетов 1 курса создан биологический словарь-справочник, в котором нашли отражение важнейшие современные достижения биологической науки.