Университет Структура Кафедры Психотерапии и клинической психодиагностики Новости и объявления

Продолжается месячник по профилактике суицидального поведения «Позитив вокруг нас»

01 апреля 2025 — 17:16

Понедельник,31 марта, начался на кафедре психотерапии и клинической психодиагностики с беседы  «Ты не один: истории подростков, победивших депрессию».

Старший преподаватель кафедры Климович Е.А. обсудила со студентами также и тему профилактики суицидов.

Профилактика подростковых суицидов – сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода.

Вот основные направления и методы, которые могут быть эффективны:

I. Выявление и поддержка подростков в группе риска:

Обучение взрослых:

Педагогов, родителей, тренеров: необходимо обучать распознавать признаки депрессии, тревожности, суицидальных мыслей у подростков. Важно знать, как правильно реагировать на жалобы, как задавать вопросы о суицидальных намерениях и куда обращаться за помощью.

Членов семьи: информировать о важности внимательного отношения к эмоциональному состоянию подростка, создания доверительной атмосферы, где он может открыто говорить о своих проблемах.

Выявление признаков:

Изменения в поведении: замкнутость, раздражительность, снижение успеваемости, потеря интереса к любимым занятиям, нарушения сна и аппетита.

Депрессивные симптомы: подавленное настроение, чувство безнадежности, утрата энергии, мысли о смерти.

Разговоры о суициде: прямые заявления о желании умереть, косвенные намеки на то, что "скоро все закончится", прощальные письма.

Раздача ценных вещей: подготовка к уходу из жизни.

Скрининг и анкетирование:

Регулярное проведение анонимных опросов и анкетирований в школах для выявления подростков, испытывающих психологические трудности.

II. Создание поддерживающей среды:

Доверительные отношения:

Семья: укрепление связи между родителями и детьми, создание атмосферы открытости и взаимопонимания. Важно уметь слушать и поддерживать подростка, не осуждая его.

Школа: налаживание отношений между учениками и учителями, создание системы наставничества, где каждый ученик может обратиться за помощью и советом.

Развитие социальных навыков:

Обучение подростков навыкам конструктивного общения, решения конфликтов, управления эмоциями, саморегуляции.

Организация тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий.

Формирование позитивной самооценки:

Помощь подросткам в развитии уверенности в себе, принятии себя, осознании своих сильных сторон.

Поощрение успехов и достижений, поддержка в трудных ситуациях.

Профилактика буллинга:

Создание в школе атмосферы нетерпимости к травле и насилию.

Обучение учеников и учителей способам предотвращения и реагирования на случаи буллинга.

Популяризация здорового образа жизни:

Пропаганда физической активности, правильного питания, отказа от вредных привычек.

Организация спортивных мероприятий, конкурсов, лекций о здоровье.

III. Работа с кризисными ситуациями:

Горячие линии и службы экстренной психологической помощи:

Обеспечение доступности круглосуточной анонимной телефонной и онлайн-поддержки для подростков, находящихся в кризисной ситуации.

Информирование подростков о существовании этих служб.

Кризисные центры и стационары:

Оказание специализированной помощи подросткам с суицидальными мыслями и попытками.

Разработка индивидуальных планов лечения и реабилитации.

Протоколы реагирования на суицидальные происшествия:

Четкие алгоритмы действий для педагогов, психологов и других специалистов в случае обнаружения суицидальных намерений или попыток.

Проведение дебрифинга для сотрудников и учеников после суицидальных происшествий.

IV. Информационная кампания:

Просвещение:

Развенчание мифов о суициде.

Информирование о признаках депрессии и других психических расстройств.

Распространение информации о доступных ресурсах помощи.

Ответственное освещение темы суицида в СМИ:

Избежание сенсационности и подробностей о способах совершения суицида.

Сосредоточение внимания на историях выздоровления и возможностях получения помощи.

V. Работа с семьей:

Психологическая поддержка родителей:

Консультирование по вопросам воспитания подростков, установления доверительных отношений, распознавания признаков депрессии и суицидального поведения.

Группы поддержки для родителей, столкнувшихся с суицидальными проблемами у детей.

Семейная терапия:

Помощь в разрешении конфликтов, улучшении коммуникации, создании здоровой атмосферы в семье.

VI. Межведомственное взаимодействие:

Координация усилий образовательных учреждений, медицинских организаций, социальных служб, правоохранительных органов.

Разработка единых программ и протоколов профилактики суицидов.

Важно помнить:

Нельзя игнорировать даже косвенные намеки на суицидальные мысли.

Важно говорить с подростком открыто и честно, проявляя сочувствие и поддержку.

Необходимо обращаться за помощью к специалистам – психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Профилактика суицидов – это ответственность каждого взрослого.

Назад