Продолжается месячник по профилактике суицидального поведения «Позитив вокруг нас»

Понедельник,31 марта, начался на кафедре психотерапии и клинической психодиагностики с беседы «Ты не один: истории подростков, победивших депрессию».
Старший преподаватель кафедры Климович Е.А. обсудила со студентами также и тему профилактики суицидов.
Профилактика подростковых суицидов – сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода.
Вот основные направления и методы, которые могут быть эффективны:
I. Выявление и поддержка подростков в группе риска:
Обучение взрослых:
Педагогов, родителей, тренеров: необходимо обучать распознавать признаки депрессии, тревожности, суицидальных мыслей у подростков. Важно знать, как правильно реагировать на жалобы, как задавать вопросы о суицидальных намерениях и куда обращаться за помощью.
Членов семьи: информировать о важности внимательного отношения к эмоциональному состоянию подростка, создания доверительной атмосферы, где он может открыто говорить о своих проблемах.
Выявление признаков:
Изменения в поведении: замкнутость, раздражительность, снижение успеваемости, потеря интереса к любимым занятиям, нарушения сна и аппетита.
Депрессивные симптомы: подавленное настроение, чувство безнадежности, утрата энергии, мысли о смерти.
Разговоры о суициде: прямые заявления о желании умереть, косвенные намеки на то, что "скоро все закончится", прощальные письма.
Раздача ценных вещей: подготовка к уходу из жизни.
Скрининг и анкетирование:
Регулярное проведение анонимных опросов и анкетирований в школах для выявления подростков, испытывающих психологические трудности.
II. Создание поддерживающей среды:
Доверительные отношения:
Семья: укрепление связи между родителями и детьми, создание атмосферы открытости и взаимопонимания. Важно уметь слушать и поддерживать подростка, не осуждая его.
Школа: налаживание отношений между учениками и учителями, создание системы наставничества, где каждый ученик может обратиться за помощью и советом.
Развитие социальных навыков:
Обучение подростков навыкам конструктивного общения, решения конфликтов, управления эмоциями, саморегуляции.
Организация тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий.
Формирование позитивной самооценки:
Помощь подросткам в развитии уверенности в себе, принятии себя, осознании своих сильных сторон.
Поощрение успехов и достижений, поддержка в трудных ситуациях.
Профилактика буллинга:
Создание в школе атмосферы нетерпимости к травле и насилию.
Обучение учеников и учителей способам предотвращения и реагирования на случаи буллинга.
Популяризация здорового образа жизни:
Пропаганда физической активности, правильного питания, отказа от вредных привычек.
Организация спортивных мероприятий, конкурсов, лекций о здоровье.
III. Работа с кризисными ситуациями:
Горячие линии и службы экстренной психологической помощи:
Обеспечение доступности круглосуточной анонимной телефонной и онлайн-поддержки для подростков, находящихся в кризисной ситуации.
Информирование подростков о существовании этих служб.
Кризисные центры и стационары:
Оказание специализированной помощи подросткам с суицидальными мыслями и попытками.
Разработка индивидуальных планов лечения и реабилитации.
Протоколы реагирования на суицидальные происшествия:
Четкие алгоритмы действий для педагогов, психологов и других специалистов в случае обнаружения суицидальных намерений или попыток.
Проведение дебрифинга для сотрудников и учеников после суицидальных происшествий.
IV. Информационная кампания:
Просвещение:
Развенчание мифов о суициде.
Информирование о признаках депрессии и других психических расстройств.
Распространение информации о доступных ресурсах помощи.
Ответственное освещение темы суицида в СМИ:
Избежание сенсационности и подробностей о способах совершения суицида.
Сосредоточение внимания на историях выздоровления и возможностях получения помощи.
V. Работа с семьей:
Психологическая поддержка родителей:
Консультирование по вопросам воспитания подростков, установления доверительных отношений, распознавания признаков депрессии и суицидального поведения.
Группы поддержки для родителей, столкнувшихся с суицидальными проблемами у детей.
Семейная терапия:
Помощь в разрешении конфликтов, улучшении коммуникации, создании здоровой атмосферы в семье.
VI. Межведомственное взаимодействие:
Координация усилий образовательных учреждений, медицинских организаций, социальных служб, правоохранительных органов.
Разработка единых программ и протоколов профилактики суицидов.
Важно помнить:
Нельзя игнорировать даже косвенные намеки на суицидальные мысли.
Важно говорить с подростком открыто и честно, проявляя сочувствие и поддержку.
Необходимо обращаться за помощью к специалистам – психологам, психотерапевтам, психиатрам.
Профилактика суицидов – это ответственность каждого взрослого.