"Слышать и слушать"
Важным навыком для будущих специалистов сферы психического здоровья является эмпатия, активное слушание и умение донести важную информацию до пациентов.
Эмпатия означает умение понять и почувствовать эмоции и переживания пациента, а также показать, что понимаешь его ситуацию. Это поможет установить доверительные отношения с пациентом и создать безопасную и поддерживающую атмосферу в терапевтической комнате.
Активное слушание подразумевает не только внимательное прослушивание слов пациента, но и понимание его невербальных выражений, эмоций и подсознательных сигналов. Это поможет психотерапевту получить полное представление о проблеме и построить эффективный план лечения.
Умение слушать и слышать окружающих является ключевым навыком для успешного общения и взаимодействия с между врачом и пациентом. Это включает в себя активное слушание, выяснение и понимание точек зрения и мнений других людей, а также принятие во внимание их чувства и потребности.
Слушание подразумевает не только услышать слова, но и понять их смысл, уловить эмоциональную окраску, а также умение чувствовать и принять невербальные сигналы, такие как жесты, выражения лица и тон голоса. Слушание требует полного внимания к собеседнику и открытости к его идеям и взглядам.
Однако, умение слушать не всегда достаточно. Важно также уметь доступно объяснять окружающим свои мысли и идеи. Искусство ясного и понятного изложения своих мыслей помогает избежать недоразумений, конфликтов и межличностных проблем. Это включает в себя использование простого и понятного языка, иллюстрации, аналогий и примеров, а также умение адаптировать свой стиль коммуникации под потребности аудитории.
Комбинация этих навыков - слушание и доступное объяснение - способствует эффективной коммуникации, улучшает взаимопонимание, помогает установить сильные отношения с окружающими и достичь согласия в различных ситуациях.
Чтобы развить эти навыки у студентов медико-психологического факультета был проведен тренинг «Я слушаю, слышу и понимаю». Задача студентов заключалась в том, что объяснить содержимое рисунка так, чтобы напарник точно передал его содержание. При этом рисунки друг друга они не видят. Когда студенты увидели то что они описывали и объясняли, то были очень удивлены, что рисунки не соответствовали. Оказалось, что все мы думаем, воспринимаем и транслируем информацию по-разному. Иногда самые очевидные мысли и образы трактуются по-разному.
Главный вывод, который сделали студенты:
Не стыдно спросить и уточнить
Мы думает и воспринимаем по-разному
Самые очевидные вещи очевидны по-разному