Внедрение активного метода обучения «Проблемно-ориентированное обучение» по учебной дисциплине «Неврология и нейрохирургия»

18 марта 2025 года ассистентом кафедры неврологии и нейрохирургии Антипиной Е.О. проведено открытое занятие по теме «Наследственные и дегенеративные заболевания нервной системы» с использованием активного метода обучения «Проблемно-ориентированное обучение (PBL)» для студентов 4 курса 7 группы лечебного факультета.
Проблемно-ориентированное обучение (PBL) – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают новые навыки. Сущность PBL заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых студент, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Студенты были ознакомлены с правилами проведения активного метода и разделены на три группы. Каждой группе были присвоены названия «Дофамин», «Серотонин», «Норадреналин». Далее группам предлагались карты-задания нестандартных клинических ситуаций и дополнительные печатные материалы, необходимые для работы. Команды обсуждали решение в группах с последующей защитой ответов. Параллельно велась демонстрация мультимедийной презентации с данными нейровизуализации, видео клинического осмотра пациентов.
На основании полученных знаний студентами с помощью преподавателя был составлен алгоритм диагностики и тактики ведения пациентов, имеющих нейродегенеративные заболевания, для использования в клинической практике.
В конце учебного занятия проведена рефлексия. Студентам предложен способ рефлексии «Дерево успеха». Каждый студент в зависимости от степени удовлетворенности занятием, степени усвоения новых знаний, наличия трудностей во время занятия, должен был выбрать стикер соответствующего цвета. Также студентам было предложено в виде «смайлов» изобразить на стикерах свои эмоции к моменту окончания занятия, написать пожелания, затем приклеить стикеры на «Дерево успеха».
Технология PBL, основанная на использовании в учебном процессе карт-заданий сложных и нестандартных ситуаций из реальной клинической практики, позволяет научить студентов мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует интерес к научному знанию.