Как избежать влияния
Психологическое воздействие – это активность людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения их психики и сознания (взглядов, мнений, представлений и убеждений, мотивов, установок, стереотипов восприятия и поведения, чувств, настроения и состояний).
Психологическое воздействие осуществляется с различными целями: для совершенствования условий существования, в интересах создания благоприятных предпосылок для взаимодействия и совместной деятельности, в политических и педагогических целях, часто из эгоистических соображений.
Основные механизмы воздействия:
1. Заражение – передача определённого эмоционального, психического настроя от одного человека к другому, основанное на апелляции к эмоциональной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т.п.)
2. Внушение – психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождающееся той или иной степенью автоматизма.
Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации – внушаемость. Трудновнушаемые люди – люди с сильным типом нервной системы, самостоятельные, спокойные, скептические, упрямые, с сильным стремлением к самовыражению. Легковнушаемые люди – люди со слабым типом нервной деятельности, доверчивые, тревожные, податливые, со слабым стремлением к самовыражению.
Внушаемость усиливают ситуативные факторы: телесное расслабление, сонливость, утомление, боль, сильное эмоциональное возбуждение, озабоченность, ощущение безысходности положения, скука, симпатия к субъекту, низкая критичность мышления, слабые монотонные раздражители, некомпетентность в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, дефицит времени, неожиданность внушения.
3. Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей.
4. Убеждение – механизм воздействия на сознание людей, обращённый к их собственному критическому восприятию.
Отличительные особенности убеждения: ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого; принимающий информацию делает выводы самостоятельно; это преимущественно интеллектуальное воздействие.
Манипуляции как способ воздействия
Манипуляция – воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
Особенности манипуляций, используемых СМИ:
- Намеренный вызов нужных ассоциаций с героем сюжета с помощью завуалированной подачи информации, проведения параллелей (например, между героем сюжета и какой-либо неприятной личностью с тёмной историей, зарекомендовавшей себя сомнительными поступками), подбора нужных иллюстраций (для неугодного персонажа подбирают худшую, карикатурную фотографию, чтобы вызвать негативное восприятие аудиторией).
- Акцентирование одних проблем и игнорирование других проблем (СМИ могут осознанно «не замечать» одну проблему, но уделяют повышенное внимание другой проблеме, поэтому действительно важная новость теряется на фоне второстепенных, но мелькающих перед нами чаще).
- Преподнесение негативных новостей как обыденных (информация, которая может вызвать нежелательные эмоции, подаётся как ничем не примечательная, поэтому со временем человек перестаёт воспринимать плохие, страшные, жестокие новости критично и начинает относиться к ним как к чему-то вполне нормальному, постепенно привыкает к негативной информации).
- Использование контрастов (новость, которая должна вызвать позитивный отклик, подаётся на фоне негативных сюжетов, и, наоборот).
- Оперирование «мнением большинства» (мы присоединяемся к большинству, получаем одобрение других).
- Смещение акцентов (сообщение об одном и том же событии можно преподнести по-разному, из-за специфической подачи у нас искажается восприятие информации, и мы фокусируемся именно на том, что СМИ вынесли на первый план).
- Ссылки на несуществующие исследования (для придания большей значимости сказанному, не имеет под собой реальных оснований).
- Создание интриги там, где её нет (например, журналисты добавляют заголовку излишней сенсационности, выносят в него цепляющие слова, не передающие суть статьи, но заставляющие нас открыть её).
- Выделение и подчёркивание нужной информации при визуальном восприятии (на графиках, в таблицах).
Рекомендации по защите от психологического воздействия
1. Изучайте всю доступную информацию. Критично относитесь ко всему услышанному. Без умения мыслить критично, человек будет постоянно ведомым при формировании мировоззрения, станет лёгкой жертвой религиозных, политических и маркетинговых технологий.
2. Не мыслите слишком категорично. В реальности всё гораздо сложнее. Какое-то единичное явление может приносить как пользу, так и вред в зависимости от источника.
3. Имейте собственную систему ценностей и четкие жизненные ориентиры. Верьте в правильность своих решений и действий.
4. Будьте открытыми всему новому. Это поможет взять на себя ответственность за изменения в жизни и создавать их, а не надеяться и ждать, что кто-то другой сделает это за вас.
5. Спокойно осмысливайте предложение или ситуацию. Не поддавайтесь эмоциям. Держитесь нейтрально. Это поможет мыслить логически, выстраивать правильные выводы, четко анализировать ситуацию и предполагать варианты выхода из неё, выбрать конструктивный способ действия, не усугубить сложившуюся ситуацию действиями и словами.
6. Развивайте медиаграмотность. Это необходимо для формирования умения:
- мыслить критически,
- потребления информации с «умом» (определение, действительно ли то или иное информационное сообщение заслуживает доверия),
- распознавать специальные методы, которые используются для убеждения других людей,
- распознавать точку зрения автора для структурирования тех сведений, которые мы уже знаем.
- ответственно создавать медиасообщения, понимать, что каждое ваше сообщение оказывает то или иное влияние.
- осознавать роль медиа, формирующей наше понимание мира, заставляющей нас действовать или мыслить определённым образом.
Материал подготовлен Воронко Е.В.,
зав.кафедрой психологии и педагогики