Зарубежная стажировка в Первом московском государственном медицинском университете им.И.М.Сеченова
С 4 по 10 апреля состоялась стажировка в Сеченовском университете, г. Москва, заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктора медицинских наук профессора Сурмач Марины Юрьевны, и доцента этой же кафедры, кандидата медицинских наук доцента Хильмончик Натальи Евгеньевны.
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова (Сеченовский университет) является ведущим медицинским университетом Российской Федерации. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГрГМУ – единственная в Беларуси, где реализуются программы аспирантуры по специальности 14.02.05 социология медицины. Институт социальных наук Сеченовского Университета и кафедру социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования того же вуза возглавляет основоположник социологии медицины в Российской Федерации, академик РАН, доктор медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации Андрей Вениаминович Решетников. Кафедру общественного здоровья и здравоохранения ГрГМУ с кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Сеченовского Университета связывает многолетнее научное сотрудничество.
Стажировка была утверждена на Совете университета (приказ ректора от 20.12.2023 № 566). Совместно с Сеченовским Университетом разработана и согласована программа стажировки в объеме 40 часов. По итогам успешного прохождения стажировки стажёрами получены сертификаты.
С помощью российских коллег А.В.Решетникова, Н.В.Присяжной и Н.Ю.Вяткиной, М.Ю.Сурмач и Н.Е.Хильмончик был изучен опыт Института социальных наук Сеченовского университета в обучении по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (соискательство), выполнении студенческих научных работ. Изучена тематика и направления таких работ, выявлена сопоставимость и сонаправленность в данной области с работой кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГрГМУ, обсуждена возможность подачи совместных грантовых заявок.
Дополнительно изучены современные методы работы с качественными социологическими данными в социологии медицины, а именно применение искусственного интеллекта в компьютеризации и анализе качественных данных в социологии (интервью, нарративы, работа в фокус-группах), возможности программ SPSS, Atlas, ГФ, ЯФ и применение MyMeet в таком анализе на примере студенческих работ и работ сотрудников кафедры. Кафедрой широко используются яндекс-формы для сбора социологической информации, бумажные опросы практически не проводятся. Продемонстрированы способы контроля качества первичной социологической информации при компьютерных способах ее сбора.
С помощью профессора кафедры Л.В.Кривко изучен опыт организации дополнительного профессионального образования и программы переподготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье», включая дистанционную форму обучения на кафедре социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук Сеченовского университета. Специфика организации дистанционного обучения на кафедре заключается в использовании синхронного и асинхронного дистанционного обучения. При асинхронном обучении ввиду санкционной политики было принято решение отказаться от среды moodle, широко используются российские средства: яндекс-формы, программы на основе предлагаемых мобильным оператором МТС и другие. Очень широко используется тестирование, контроль максимально автоматизирован, участие преподавателя в разработке материалов – программ, лекций, тестов, заданий и др. – оценивается при подсчёте баллов рейтинговой системы. Применяются и мобильные средства обучения: тестирование и задания разрабатываются с учётом формата экрана телефона слушателя, для обратной связи широко используются мессенджеры. Изучены индивидуальные планы преподавателей кафедры, которые ведутся в электронном виде.
Изучен опыт обеспечения практико-ориентированного обучения в работе Института социальных наук Сеченовского университета при реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования в общественном здоровье и здравоохранении, социологии медицины (кураторы: к.соц.н. Н.В.Присяжная, д.э.н. Л.В.Кривко). Практико-ориентированное обучение в институте построено на основании четырех основных принципов: практика возможна на любом этапе обучения; в практике полезна междисплинарность; важна не практика ради практики, а работа на результат; если у обучения есть заказчик, он должен участвовать в обучении.
Период стажировки был выбран таким образом, чтобы представить возможность участия стажёров также и в иных активностях Сеченовского Университета, связанных с научной и образовательной деятельностью (конференции, обучающие семинары).