Концепция воспитательной работы
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.
С целью создания системы воспитательной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в УО «Гродненский государственный медицинский университет» разработана Концепция воспитательной работы, ставшая составной частью единой системы управления в университете.
Концепция содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника ГрГМУ.
Программа представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.
1. Воспитательная работа в УО «ГрГМУ»
Главная идея Концепции: воспитательная система, созданная в воспитательном пространстве вуза под управляющим воздействием воспитывающей среды и непосредственной мотивацией студентов, способна привести к максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.
Главная цель – подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.
Главная задача воспитательной работы – в воспитательном пространстве вуза создать и поддерживать такую воспитывающую систему, которая, под управляющим воздействием воспитывающей среды, и при непосредственной мотивации студентов, приведет к максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.
В основе воспитания – поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к мотивированным действиям. Мотивация – процесс побуждения к деятельности для достижения целей. Целью поведенческого подхода в воспитании является оказание помощи студенту в осознании его возможностей, развитии творческих.
Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнедеятельности личности, способной адекватно реагировать, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать правильные решения, обладать активностью, целеустремленностью.
Методы воспитательного воздействия включают в себя методы влияния объекта на субъект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания.
К первым относятся:
методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т.д.);
методы принуждения – законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (вузом и студентом), директивные указания, распоряжения, приказы; методы убеждения – те, которые базируются на мотивации поведения через потребности. К ним относятся методы морального стимулирования качественного выполнения работы (достижение высоких результатов в учебе и жизни), в установленные сроки и оптимальными способами. Лидерские качества, харизма и способность к максимальному результату – положительный эффект воспитывающего воздействия.
Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Следование за интересами и потребностями личности студента составляет основу гуманистической педагогики воспитательного пространства вуза. Интерес и воля – механизмы включения личности в преобразовательную деятельность. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, стимулируется интерес и потребности личность в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе, и его признании. Формируются приемлемые ценностные ориентиры целеполагания, формирования себя как специалиста, духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию, через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду университета. Воспитательная работа в УО «ГрГМУ» является частью единого учебно-воспитательного процесса.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.
2. Направления воспитательной работы
2.1. Формирование современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей:
* Создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей.
* Формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа.
* Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
* Формирование системы правовых знаний.
* Формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей.
* Формирование у студентов установок толерантного сознания и противодействие экстремизму.
* Формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха.
2.2. Духовно нравственное воспитание:
* Формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей.
* Реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, практической и общественной деятельности.
* Формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей.
2.3. Патриотическое воспитание:
* Повышение социального статуса патриотического воспитания студенчества.
* Проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.
* Повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.
2.4. Формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни:
* Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, проведение всевозможных межфакультетских соревнований.
* Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с алкоголизмом, курением, наркозависимостью, «дурными» привычками.
2.5. Формирование конкурентоспособных качеств:
* Повышение мотивации самосовершенствования студентов.
* Формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение.
* Формирование качеств социально-активной личности.
* Навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.
3. Модель личности специалиста – выпускника УО «ГрГМУ»
Студенты, получившие высшее профессиональное образование в УО «Гродненский государственный медицинский университет», становятся специалистами, которые обладают большим жизненным потенциалом, высоким уровнем духовного и нравственного развития, мировоззрением, качествами и свойствами специалиста, позволяющими максимально проявить себя в медицине, занять достойное место в жизни, достичь цели, принести пользу обществу и государству.
Молодой специалист должен:
4. Организация воспитательной работы в УО «ГрГМУ»
Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.
На уровне вуза:
4.1. Координацию внеучебной работы в вузе осуществляет проректор по воспитательной работе и связям с общественностью.
4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе создаются:
* Совет кураторов по воспитательной работе;
* Институт студенческого самоуправления.
4.3. Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.
На уровне факультета:
4.4. Для координации и организации воспитательной работы на факультете назначаются:
* заместитель декана – из числа профессорско-преподавательского состава;
4.5. Заместители декана в воспитательной работе подотчетны декану факультета и входят в состав Совета кураторов.
На уровне кафедры:
4.6. Для координации и организации воспитательной работы на кафедрах назначаются помощники заведующего кафедрой по воспитательной работе, кураторы студенческих групп из числа профессорско-преподавательского состава.
На уровне учебной группы:
4.7. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании приказа проректора по ВРиСО по представлению декана закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе. На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.
4.8. Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:
* Комитет по делам молодёжи;
* Институт студенческого самоуправления;
* Старостат УО «ГрГМУ»;
* Редакция студенческой электронной странички-газеты «ГрГМУ-TODAY»;
* Студенческие творческие организации (научные, художественные, спортивные, общественные, по интересам).
5. Формы, методы и средства воспитательной деятельности
В воспитательной системе УО «ГрГМУ» используются три уровня общеуниверситетских форм организации воспитательной деятельности:
5.1. Первый уровень – массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:
1. Акция «Первокурсник», в рамках которой могут быть проведены:
- посвящение в студенты;
- конференция первокурсников по теме: «Ты стал студентом УО «ГрГМУ» (права и обязанности студентов, организация учебной, досуговой, бытовой жизни студента) в День Знаний 1 сентября;
- выдача учебной литературы;
- анкетирование первокурсников «Мир моих интересов»;
- мониторинг «Анкета первокурсника»;
- «Отзовись первокурсник» смотр студенческой самодеятельности.
2. Университетская спартакиада.
3. Мероприятия, посвященные Дню Независимости стран, обучающихся студентов.
4. Конкурсы «Лучшая группа факультета», «Лучший студент факультета».
5. Новогодние праздники.
6. «Студенческий фестиваль национальных культур».
7. Неделя студенческой науки.
8.Выпускные мероприятия (вручение дипломов).
5.2. Второй уровень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений (Общественная организация Красного Креста и Красного Полумесяца).
5.3. Третий уровень – индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
* индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
* разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
* работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, в сфере искусства и т.п.);
* индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов;
* работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов;
6. Критерии эффективности воспитательной системы УО «ГрГМУ».
6.1. Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.
6.2. Массовость участия студентов в различных факультетских и университетских мероприятиях.
6.3. Качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участников соревнований, вечеров, фестивалей, конкурсов «Лучшая группа», «Лучший студент УО «ГрГМУ» и др.
6.4. Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий.
6.5. Отсутствие правонарушений среди студентов.
7. Система оценки состояния воспитательной работы
7.1. Заместитель декана по воспитательной работе отчитывается на Ученом совете факультета не реже одного раза в год.
7.2. Все структуры, отвечающие за воспитательную работу, отчитываются на заседаниях Совета кураторов не реже двух раз в год.
7.3. Ежегодные планы по воспитательной работе рассматриваются, анализируются и утверждаются на заседаниях Ученого Совета.
7.4. Проведение социологических опросов «Мониторинг проблем первокурсников» в начале и в конце учебного года. Проведение социологических опросов «Состояние учебной и воспитательной работы» среди студентов университета, на основании которого корректируются планы воспитательной работы.
8. Обеспечение реализации концепции
8.1. Правовое обеспечение. Правовые основы воспитательной работы со студентами в вузе находят свое подтверждение в тех статьях законодательства, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на правах самоопределения, организовывать специально процесс работы со студентами во внеучебное время и в Стратегии развития УО «ГрГМУ».
8.2. Кадровое и организационно-управленческое обеспечение. Для реализации Концепции необходимо постоянное повышение квалификации работников, занятых в системе воспитания на уровне вуза, факультета, группы, предоставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспитательной работы со студентами.
8.3. Программно-целевое обеспечение. Реализация Концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.
8.4. Финансовое и материально-техническое обеспечение. Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:
* средства вуза и его подразделений;
* средства Ассоциации выпускников;
* поступления от спонсоров.
Основные статьи расхода на воспитательную деятельность:
1. Содержание необходимого аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.
2. Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы университета.
3. Развитие материально-технической базы структурных подразделений социальной сферы.
4. Материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе.
5. Поддержка студенческих общественных организаций и инициатив.