Проект "Неотложная помощь"
I. Проблема проекта
Ежедневно каждый гражданин имеет шанс встретиться «лицом к лицу» с аварией, стихийным бедствием или несчастным случаем. Часто в чрезвычайных ситуациях, когда не приходится ожидать помощи специалистов и больше некому оказать первую медицинскую помощь, приходится брать инициативу на себя. Оказание неотложной помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего, однако в средних учреждениях образования больше времени уделяют теоретической подготовке учащихся, нежели практической. Однако неправильное или неумелое оказание неотложной медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти пострадавшего на месте получения травмы. Для решения данной проблемы лечебный факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» приступил к реализации проекта «Неотложная помощь», который направлен на повышение эффективности оказания первой медицинской помощи учеников, получающих среднее образование.
Актуальность
Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, любой может оказать первую помощь себе или людям, которые нуждаются в этом. Как бы ни были ограничены возможности, сочетание даже минимальных знаний и умений с импровизированным оборудованием может спасти человеческие жизни. Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом (очевидец) и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами неотложной помощи. От того, насколько умело и быстро оказана первая помощь, зависит жизнь пострадавшего.
Во всем мире признано, что проблема обучения всего населения оказанию неотложной реанимационной и первой медицинской помощи является одной из наиболее актуальных в современной реаниматологии и медицине катастроф. Знание основ неотложной медицинской помощи является важным социальным индикатором общественного развития. Достигнутые положительные результаты в этом направлении связаны с укреплением здоровья и развитием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья, что определяет необходимость осуществления четкой политики в образовании в области создания условий для усвоения основ неотложной медицинской помощи.
Объект и предмет проекта
Объектом является теоретические и практические основы оказания неотложной медицинской помощи.
Предметом проекта является комплекс обучающих мероприятий в рамках проекта «Неотложная помощь», открытого на лечебном факультете УО «ГрГМУ».
Цель
Ознакомить учащихся средних школ, гимназий и лицеев с принципами оказания неотложной медицинской помощи.
Задачи
- Научить учащихся самостоятельно определять вид травм.
- Обучить приёмами оказания неотложной медицинской помощи, доступных любому человеку.
- Научить оказывать неотложную медицинскую помощь всем лицам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, применяя подручные средства.
- Развить умение осуществлять мероприятия по защите ран и организма от дополнительного инфицирования.
Практическая значимость проекта
Основополагающими направлениями деятельности проекта являются: обучение анализу окружающей обстановки, которая поможет определить возможные риски для своего здоровья, при оказании неотложной медицинской помощи; повышение её эффективности и качества в чрезвычайной ситуации; развитие понимания основных звеньев патогенеза различных повреждений человеческого организма.
Дополнительным аспектов практической значимости проекта является то обстоятельство, что проект проводится студентами медицинского университета и у школьников появляется возможность на живом примере ознакомиться с аспектами студенческой жизни на текущем этапе, что позволит облегчить адаптацию абитуриента при зачислении в медицинский университет. Особенно это касается учащихся химико-биологического профиля, т.к. именно эти ученики нацелены на поступление в медицинский университет. Проект положительно влияет на восприятие школьниками работников медицинской сферы и создаёт понимание того, что входит в их обязанности.
В процессе инсценировки или наглядном примере оказания неотложной медицинской помощи в школьниках воспитываются такие черты, как: сострадание, милосердие, человеколюбие, поддержание идеалов мира, соблюдение естественных человеческих прав и сохранение человеческого достоинства.
Методы реализации
1. Инсценировка различных чрезвычайных ситуаций и игровые упражнения.
2. Ценностно-смысловые беседы (с акцентом на морально-этические качества).
3. Экскурсии в лабораторию практических навыков УО «ГрГМУ»
4. Информационные часы и лекции и т.д.
II. Теоретические и практические основания проекта
Проект реализуется на базе лицея № 1 г. Гродно. Возрастная категория лицеистов от 14 до 18 лет, наличие профильных медицинских классов, широкие технологические возможности – всё это послужило критериями выбора данного лицея.
III. Методические принципы реализации проекта
Информационно-справочные, просветительские методы:
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Экскурсии школьников в лечебно–профилактические учреждения и медицинский университет;
- Познавательные и просветительские информационные тематические часы и лекции;
- Дни открытых дверей
- Открытые уроки на базе кафедры практического обучения
Методы профессиональной психодиагностики:
- Беседы и встречи с преподавателями и студентами университета;
- Методы наблюдения;
- Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные ситуации, в которых требуется оказать неотложную медицинскую помощь.
Методы морально-эмоциональной поддержки:
- Создание групп общения – лицеисты-студенты;
- Тренинги;
- Публичные выступления;
- Различные положительные примеры и презентация успешных случаев оказания неотложной помощи.
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
- Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно представить школьнику и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
- Построение системы различных вариантов действий школьника (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели или результату, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив развития событий;
- Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора методов или техник оказания помощи.