Проект «StopShame»
«StopShame» - проект лечебного факультета
Проблема проекта
Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Рост числа инфекций, передающихся половым путем, подростковая беременность и вытекающие из этого психологические проблемы, - к сожалению, все эти явления в нашем обществе встречаются все чаще. И, казалось бы, такие сложные вопросы решить можно только приложив множество усилий. Но на самом деле главной проблемой является отсутствие знаний у подростков. Дети, мало информированные в данном вопросе, становятся жертвами негативных ситуаций с неприятными последствиями. В связи с этим в современном мире все более актуальными становятся вопросы о половом воспитании в семье и школе, которое нужно начинать на самых ранних этапах жизни ребенка.
Проект StopShame видит своей целью донести до молодёжи сложные вещи простыми словами. Как подготовиться к приёму у гинеколога? Как правильно использовать контрацептивы? Что нужно делать, чтобы не заразиться ИППП? Получить ответы на эти вопросы школьники могут на встречах со студентами лечебного факультета в рамках проекта StopShame.
Актуальность
Половое воспитание - система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков, молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Исходя из опроса учащихся школ и гимназий города Гродно, выяснилось, что в школах не существует отдельных уроков полового и медицинского просвещения, а темы контрацепции, личной гигиены и беременности в подростковом возрасте обсуждаются лишь на информационных и классных часах, количества которых недостаточно для формирования понимания этих вопросов у современных школьников.
Вероятными причинами проблемы являются:
1. Отсутствие преемственности в половом воспитании.
2. Отсутствие системного подхода в половом воспитании.
3. Закрытость темы полового воспитания.
4. Низкий уровень половой воспитанности родителей.
Эффективность полового воспитания в школе зависит, прежде всего, от уровня половой воспитанности родителей. Родители регламентируют объем информации, зачастую не понимая биологического, социального, педагогического смысла полового воспитания и вкладывают в это понятие только сексуальные параметры. Соответственно педагоги, боясь негативной реакции родителей, работают с опаской или вообще, избегают тем, касающихся полового воспитания. Например, тема: «Строение половой системы человека» в 8 классе чаще всего задается на самостоятельное изучение, но без соответствующих знаний невозможно раскрыть тему: «Виды контрацепции» в старших классах.
5. Проявления формализма в воспитательном процессе.
В этой связи занятия по принципу «равный обучает равного» имеет гораздо больший эффект, подкрепленный тем, что вести занятия и проводить просветительскую работу будут студенты-медики, уже обладающие достаточным уровнем знания по предмету.
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в предоставлении актуальной информации по различным вопросам полового воспитания школьникам с целью снизить процент подростковых беременностей, абортов, заболеваемости ИППП, наркомании, попыток суицида. Владение знаниями об использовании контрацептивов, последствиях ИППП, рисках наркомании, наличии горячих линий психологической помощи и центров психологической помощи позволит подросткам грамотно выстраивать свое поведения в важных жизненных вопросах и избегать опасных последствий.
Преимущество проекта заключается в концепции «peer-to-peer» обучения, согласно которой обучающийся и обучаемый находятся на одинаковых позициях. Соответственно, студенты, которые читают лекции, и школьники, которые их слушают, являются учащимися учреждений образования, что снимает барьеры, существующие в случае ведения лекций преподавателями или учителями.
Объект и предмет проекта
Объект: просвещение детей и подростков, обучающихся в школах г. Гродно в вопросах контрацепции, личной гигиены, анатомии и физиологии, наркомании, насилия, ИППП и других социально важных и значимых тем.
Предмет: комплекс мероприятий в рамках проекта «StopShame», открытого на лечебном факультете ГрГМУ и действующего совместно с ГУО «Лицей №1 г. Гродно».
Цель проекта: актуализировать проблему полового воспитания детей, формирование у подростков представления о главных этапах полового развития и создании оптимальных условий для правильного полового развития, способствовать повышению уровня половой грамотности, информированности подростков в отношении культуры полового воспитания, о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, здорового образа жизни.
Задачи:
- Ознакомить школьников с анатомией и физиологией человека
- Обучить практическим навыкам использования контрацептивов, средств личной гигиены
- Ознакомить школьников с последствиями незащищенного полового акта, прерывания беременности, использования наркотических веществ, курения, ИППП
- Обратить внимание на проблемы, связанные с половым созреванием подростков.
- Систематизировать знания по культуре полового общения;
- Способствовать формированию правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.
Целевая аудитория:
Учащиеся средней и старшей школы.
Методы и формы реализации:
- Интерактивные лекции для школьников
- Мастер-классы
- Дискуссии;
- Диспуты;
- Круглые столы;
- Презентации;
- Лекции и беседы с приглашением специалистов;
- Индивидуальная работа.
- Распространение лекционного материала в открытом доступе
Ожидаемые результаты:
1. Вызвать интерес к обсуждаемой проблеме и желание участвовать в обсуждении ее.
2. Повысить уровень компетентности подростков по вопросам полового развития. Таким образом это станет фундаментом к благоприятному протеканию социализации мальчиков и девочек школьного возраста.
Сроки реализации
1. Подготовительный этап - (сентябрь 2021 г.)
2. Основной этап - (октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.)
3. Заключительный (май 2022 г.)
Подготовительный этап заключается в подготовке материалов, планов, разработке плана.
Основной этап подразумевает выполнение плана мероприятий, согласно графика, сбор материала в методическую копилку.
Заключительный этап аналитический, предусматривает количественные и качественные показатели работы.