Образовательный процесс по специальности 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело»
В соответствии с ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации» специальность 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело» относится к профилю образования 09 «Здравоохранение и социальная защита», направлению образования 091 «Здравоохранение» и обеспечивает получение квалификации «Врач». Подготовка по специальности «Медико-психологическое дело» осуществляется в очной (дневной) форме получения образования, срок получения образования – 6 лет. Образовательный стандарт введен в действие 01.09.2023.
Управление факультетом и координацию его деятельности осуществляет декан медико-психологического факультета (далее – МПФ) – Бойко Светлана Леонидовна, канд. мед. наук, доцент, декан является международным экспертом Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR). Заместитель декана по идеологической и воспитательной работе – Кухарчик Юлия Викторовна, канд. мед. наук, доцент, заместитель декана – Поплавская Елена Александровна, канд. биол. наук, доцент, специалисты – Эйсмонт Анна Ивановна, Шурпа Лидия Николаевна. В состав МПФ входят 8 кафедр: психологии и педагогики, психотерапии и клинической психодиагностики, психиатрии и наркологии, неврологии и нейрохирургии, медицинской реабилитации, 2-я кафедра внутренних болезней, 2-я кафедра хирургических болезней, кафедра социально-гуманитарных наук. Кафедры психотерапии и клинической психодиагностики, психиатрии и наркологии являются выпускающими.
Выпускникам присваивается квалификация «врач», после прохождения интернатуры: врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, врач психиатр детский; после стажировки – государственный судебный эксперт психиатр.
Ежегодно образовательный процесс по специальности «Медико-психологическое дело» обеспечивается учебным планом ГрГМУ, учебными программами по учебным дисциплинам и программами практик, утвержденными ректором университета. На базе ГрГМУ функционирует научно-методический совет по медико-психологическому делу учебно-методического объединения по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию. Председателем научно-методического совета является Бойко С.Л., декан МПФ, кандидат медицинских наук, доцент.
Обучение на МПФ носит практико-ориентированный характер, образовательный процесс осуществляется на 45 кафедрах ГрГМУ. В образовательном процессе активно используются инновационные методики: анализ конкретной ситуации, имитационное упражнение «Техника прогрессивной нервно-мышечной релаксации по Джекобсону», групповая дискуссия, кейс-методы, метод ситуационных упражнений, методика «Стандартизированный пациент». За 2021-2024 гг. в образовательный процесс внедрено 157 активных метода обучения.
Во исполнение протокола от 26.02.2024 № 05/7пр поручений Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Петришенко И.В. п. 1.3.1 «до 1 сентября 2024 г. провести модернизацию содержания учебных программ учреждений образования по учебным дисциплинам (модулям) с учетом потребностей экономики, в том числе посредством: …пересмотра учебных планов в целях обеспечения взаимной увязки и преемственности преподаваемых дисциплин, обновления содержания учебных программ по дисциплинам…», и на основании рекомендаций рабочей группы Министерства здравоохранения по итогам изучения эффективности подготовки по специальности «Медико-психологическое дело» (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.11.2023 № 1641) проведена корректировка учебного плана для специальности 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело» в части перераспределения учебных дисциплин, модулей между дисциплинами государственного компонента и компонента учреждения образования. Так, с 2024/2025 учебного года внесены изменения в учебные планы учреждения образования для специальности 7-07-0911-05 «Медико-психологическое дело» с введением ряда новых дисциплин для углубления профессиональных компетенций для выпускника специальности «Медико-психологическое дело.
Особую роль в подготовке к занятиям и при организации самостоятельной работы студентов играют электронные учебно-методические комплексы (далее – ЭУМК), в ГрГМУ подготовлено 94 ЭУМК по учебным дисциплинам по специальности «Медико-психологическое дело». Для объективизации оценки овладения студентами практическими навыками утверждены паспорта экзаменационных станций объективных структурированных клинических экзаменов (ОСКЭ).
Студенты 6 курса МПФ проходят производственную практику «Психиатрическая и психотерапевтическая» в течение учебного года на базе УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология», УЗ «Городская клиническая больница № 3 г.Гродно».
Студенты МПФ, направленные на практику в организации здравоохранения г.Москвы по программе академической мобильности, ежегодно получают положительные характеристики об уровне их подготовки.
В 2024 году МПФ отметил свой 30-летний Юбилей. На МПФ реализовано взаимодействие в рамках международного сотрудничества с университетами-партнерами: ФГБОУВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» (Российская Федерация); ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный университет» (Российская Федерация).
Организована зимняя научно-образовательная школа по спортивной медицине и реабилитации, а также летняя научно-образовательная школа с международным участием «Психотерапевтические чтения». Студента 6 курса Юлин Сергей Александрович стал победителем (1 место) в Международной студенческой олимпиаде по клинической психологии «Психология и медицина –2024» (Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (г. Рязань, Российская Федерация)).
Организована научно-практическая конференция с международным участием «Первые Российско-Белорусские майские чтения по актуальным вопросам психического здоровья».
Среди перспектив развития системы подготовки кадров по специальности «Медико-психологическое дело: расширение географии академической мобильности, проведение олимпиад и научно-образовательных школ с международным участием, подготовка кадров высшей научной квалификации.