Университет Структура Кафедры Психологии и педагогики Идеологическая и воспитательная работа

15 мая отмечается Международный день семьи. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. С тех самых пор, начиная с 1994 года, люди всего мира ежегодно в этот день проводят разнообразные мероприятия, посвященные проблемам семьи, вручают награды и поощрения, а также уделяют внимание малоимущим, многодетным семьям и людям, лишенным опеки.

Семья – необходимый фактор для формирования личности, без семейных отношений невозможно воспитание полноценного человека. В наше время семья продолжает оставаться основной, базовой ячейкой общества (определяя «семью» таким образом, классики марксизма-ленинизма были абсолютно правы). Как и в прежние времена, семья является основной хранительницей всех человеческих ценностей. Без семьи невозможна преемственность поколений и нормальное развитие человека как части социальной среды.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Ведь именно семья встречает появившегося на свет малыша и окружает его родительской любовью, которая является прочной основой вступающего в жизнь человека.

На кафедре прошло воспитательное мероприятие, посвященное празднику.

Цели мероприятия: формирование престижа семьи в молодежной среде, пропаганде семейных ценностей, лучших образцов семейного воспитания с целью профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;

- развитие понятия ценности семейной жизни и формирование у молодежи позитивного представления о семье и ее значение в жизни человека.

Обсуждались проблемы семейных отношений в современном обществе. Студенты приняли активное участие в теме обсуждения, делились научными фактами в области семейных отношений, приводили примеры из жизни.

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Наталья Леонидовна, преподаватель кафедры.


09.05.2021 прошло воспитательное мероприятие, посвященное 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Преподаватель кафедры психологии и педагогики  Полудень Наталья Леонидовна со студентами поучаствовали в торжественном митинге и церемонии возложения венков и цветов погибшим воинам, который состоялся на Кургане Славы.

С каждым годом ветеранов, которые мужественно и героически прошли все тяготы и невзгоды военного времени, становится все меньше. Единственное, что мы можем сделать для героев Великой Отечественной войны – это чтить и свято хранить память об их поистине великой Победе. Передавая эти горькие воспоминания своим детям, мы строим мир без войны в будущем.  


07.05.2021 на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне.

Тема воспитательного мероприятия: «Знаменитые писатели Беларуси: Алесь Адамович»

Цель мероприятия: расширить знания студентов о белорусских писателях, писавших о войне.

Задачи:  формировать  чувство патриотизма, воспитывать  уважение  к своим корням на примере произведений А. Адамовича;

-  развивать интерес к историческому прошлому Беларуси;

- прививать любовь к чтению художественной литературы на военную тематику.

По ходу занятия студенты познакомились с биографией писателя. Были зачитаны отрывки из произведений «Каратели», «Хатынская аповесць». 

Годы фашизма были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе.

 Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстояли свободу и независимость Родины. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа. Получая исторические знания о героической борьбе, подвигах, талантах, происходит воспитание подрастающего поколения как нравственных и ответственных сынов и дочерей Отечества, уважающих свою страну и хранящих память о ветеранах. Задумываясь о том, что безгранично любя жизнь, эти самые обыкновенные люди в течение более 4-х лет ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу. Любовь к Родине, верность гражданскому долгу, мужественность, отвага – вот основные черты присущие героям войны. Наши предки проливали кровь за наше безоблачное настоящее и будущее. Мы не имеем права забывать их, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть!

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Н.Л., преподаватель кафедры.


21-23 апреля 2021 года студенты 1 курса (1, 2, 5, и 6 группы) и 2 курса (группы 7, 8, 5) медико-психологического факультета вместе с кураторами Т.И. Спасюк, Д.В. Кудашевич, В.И. Филипович, Н.Л. Полудень побывали на выставке документальных фотографий «Подвиг и судьбы партизан в документах», подготовленной в рамках республиканского проекта «Партизаны Беларуси».

Поколение партизан ВОВ для нынешних студентов – это поколение прабабушек и прадедушек. Это поколение навсегда вписано в историю страны и в историю отдельной белорусской семьи. Для студента медико-психологического факультета профессионально известно, что знать историю своей семьи, чтить память предков, передавать реликвии, означает понимать собственную жизнь в ее настоящий момент. Студенты с интересом рассмотрели каждую фотографию, каждый документ.

Студенты увидели фотографии партизан-земляков из Барановичей, Бреста, Пинска, Гомельской области. Все студенты отметили, что эти фотографии неожиданно приблизили историю, сделали ее более реалистичной, заставили задуматься. Многие студенты обратились к Интернет-ресурсам проекта и продолжили свой персональный диалог с историей.

Отчет подготовила В.И. Филипович,

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГрГМУ.


Мероприятие «Рискованное поведение: причины и профилактика».

К каким последствиям может привести принятое решение? Какие поступки могут привести к созидательным результатам, а какие к разрушительным? Риск – это хорошо или плохо? Ответы на эти вопросы старались получить студенты 7 и 8 групп 2 курса МПФ на тематической дискуссии о рискованном поведении подростков и юношей, состоявшейся в начале апреля на кафедре психологии и педагогики. Студенты представили противоположные точки зрения. С одной стороны, способность к риску – это способность к развитию. Вместе с тем, следует различать просоциальный и антисоциальный риск.

Просоциальный риск, как с удивлением обнаружили студенты, это не только экстремальные виды спорта, но и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, участие в спортивных соревнованиях.

Антисоциальный риск – это, в основном, деструктивное и аутодеструктивное поведение. Такое поведение может стать причиной преждевременной смерти подростков и юношей.

Особый интерес представили у студентов психологические исследования, раскрывающие взаимосвязь склонности к риску и толерантности к неопределенности. В частности, исследование, представленное на студенческую ежегодную конференцию студентом 4 курса, 5 группы МПФ А. Андрейчиком, показало, что студенты-медики, четко определившиеся в жизни и «все про нее знающие», высоко интолерантны к неопределенности этой жизни. Это означает, что такие люди не любят неясностей и стараются быстро расставить все точки над i, они выбирают решения, ведущие к понятному результату, рисковать, таким образом, они не будут.

Студенты сделали вывод, что развитие социального познания, саморазвитие социального и эмоционального интеллекта, позволит им принимать мудрые жизненные решения.

Презентация

                                     Отчет подготовила старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Филипович В.И.


9 апреля на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие на тему: «Правовое воспитание и правовая культура»

Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура - отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания, т.е. знание законов. Также правовая культура включает правовые чувства, прежде всего, чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам, право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать, когда беспорядок берёт верх над порядком, своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем, а это в наше время не так уж и плохо. Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать, что правовая культура не дана человеку от рождения, она создаётся постепенно в процессе воспитания, образования, деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства.

Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. В идеале каждый родитель, воспитывая своего ребёнка, хочет видеть в нём личность, образованного и успешного человека, законопослушного гражданина.

Правовое воспитание молодёжи актуально в наше время, т.к. многие молодые люди не понимают, что они делают и как должны поступать в той или иной ситуации. Поэтому так важно информировать молодых парней и девушек в правовом русле, чтобы они задумывались о последствиях необдуманного поведения.

Презентация

Мероприятие подготовила и провела:

Полудень Наталья Леонидовна, преподаватель кафедры


9 марта 2021 года старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Филипович В.И. выступила на семинаре кураторов учебных групп ГрГМУ с презентацией педагогического опыта на тему «Учет особенностей мышления современной молодежи».

В первой части доклада Филипович В.И. рассказала об особенностях работы психики в современной информационной среде, представила обобщенный теоретический материал об особенностях когнитивных процессов современной молодежи, о преобладании клипового мышления и клипового сознания в целом.

Далее на конкретных примерах были рассмотрены способы оптимизации коммуникации с личностью с преобладанием клипового мышления. Подробно были представлены рекомендации по развитию аналитического, дискурсивного мышления в процессе преподавания психологических дисциплин. Также были даны рекомендации кураторам по созданию развивающих заданий в досуговой деятельности студентов с преобладающим клиповым мышлением. В заключение доклада Филипович В.И. ответила на вопросы кураторов.

Презентация

Материал подготовила

Филипович В.И., старший преподаватель кафедры психологии и педагогики


На кафедре психологии и педагогики 25 февраля студенты-второкурсники стали участниками воспитательного мероприятия на тему «Семейные и супружеские роли».

Студенты для начала попробовали перечислить известные им роли. Так, были названы роли хозяина и хозяйки, ответственного за уход за младенцем, ответственного за связи с родственниками и даже ответственного за семейный досуг. Каждой роли студенты придумали картинку-символ. Далее, студентам было предложено «примерить» роли, определить, в каких ролях им наиболее комфортно.

На этом этапе обнаружилось, что в одну и ту же роль разные люди могут вкладывать различное содержание. Разгорелась дискуссия. В зависимости от точки зрения, ребята могли выбрать «свою» группу.

Картинки и группы менялись по нескольку раз. Итог: студенты изобрели классификацию семейных ролей, близкую к классификации К. Кирпатрика, в которой выделяют для супругов три вида ролей: традиционные, товарищеские, партнерские. Тем не менее, дискуссия на этом не завершилась. Студенты пришли к выводу, что понимание семейной роли, ее содержание определяется эталонным типом семьи, существующим в культуре, который разделяется тем или иным человеком. Так, людям может быть ближе традиционный, или патерналистский, расклад полоролевых ожиданий в семье, нуклеарный, или детоцентрический, постиндустриальный, или экономического партнерства.

Прийти к такому обобщению помогла студентам старший преподаватель кафедры Филипович В.И. и статья ТВ. Черниковой «Культурные эталоны семьи и семейно-ориентированное самоопределение учащейся молодежи», опубликованная я в свежем номере белорусского психологического журнала «Диалог».

Материал подготовила

Филипович В.И., старший преподаватель кафедры психологии и педагогики


3 декабря на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие на тему: «Ценностные ориентации личности».

Цель: формирование ценностных ориентаций у студентов.

Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Общество предъявляет высокие требования к современному молодому человеку в процессе экономической социализации: для достижения экономического успеха необходим высокий уровень деловой активности, большой объем знаний в области экономики, но при этом складывающиеся системы ценностей, нравственных идеалов остаются достаточно неустойчивыми. Доминирование экономических проблем в обществе зачастую приводит к конфликтам в ценностной сфере: между экономическим и этическими ценностями.

Мероприятие прошло в форме тренинга. Ребята, в результате выполнения упражнений старались выделять у себя и своих членов команд лучшие качества личности. Проявляли себя как отзывчивые, доброжелательные, рассудительные, справедливые, учились проявлять уважение к мнению других. Мероприятие закончилось рисованием герба жизненных ценностей. На этапе рефлексии все поделились своими мыслями и состояниями.

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Н.Л., преподаватель кафедры, куратор группы.


30 ноября на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие на тему: «Всё в твоих руках» (правда о СПИДе)»

1 декабря – Всемирный день борьбы против СПИДа. Этот день приобрел статус ежегодного события в большинстве стран мира и демонстрирует международную солидарность в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа.

В нашей стране создана система, обеспечивающая максимальную доступность к консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию. Пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимное, можно в любом лечебном учреждении, располагающем процедурным кабинетом. Также в стране на базе общественных некоммерческих организаций функционируют анонимно-консультационные пункты, предоставляющие услуги по консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию для наиболее уязвимых к ВИЧ-инфекции групп населения (потребители инъекционных наркотиков, женщины, вовлеченные в секс-бизнес, мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами).

Занятие прошло в виде тренинга, в процессе которого ребята закрепили уже имеющиеся знания плюс приобрели новые, касающиеся статистики заболевания и профилактических мер.

В интересах будущего необходимо отдавать приоритет более эффективному просвещению молодежи по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и сохранению социальной ценности семьи, рождению здорового поколения. необходимо мобилизовать усилия медицинского сообщества, специалистов системы образования, средств массовой информации на просвещение населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, одновременно обращая внимание на соблюдение прав человека, недопущения стигмы и дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.

Занятие подготовила и провела: Полудень Н.Л.



25 ноября на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие на тему: «Бесплатное, доступное и качественное здравоохранение – важнейшая забота государства».

На встречу со студентами был приглашен заместитель главного врача по медицинской части больницы медицинской реабилитации Полудень Виктор Николаевич, врач высшей квалификационной категории.  Его общение со студентами было выстроено в форме диалога. Вначале Виктор Николаевич рассказал о системе здравоохранения: о доступности и качестве.

Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер с бюджетной системой финансирования здравоохранения. В стране функционирует около 600 организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и около полутора тысяч амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 143 центра гигиены и эпидемиологии, более трех тысяч аптек, 134 станции скорой медицинской помощи.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь – это 4-х уровневая система оказания медицинской помощи с четко организационно выстроенной структурой от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. Сохранена белорусская система подготовки медицинских кадров и повышения их квалификации. Обеспечена доступность высокотехнологичных и сложных вмешательств пациенту в РНПЦ. Активно внедряются новые технологии в областных и межрайонных центрах. 

Ребята проявляли активность, интересовались работой стационара в период пандемии, участия студентов в работе в сложных условиях. Общение со старшим поколением врачей, врачей – практиков необходимо для формирования у подрастающего поколения чувства долга, ответственности, милосердия, отзывчивости и патриотизма.

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Н.Л.


8 ноября куратором группы 5 МПФ, Полудень Натальей Леонидовной было проведено воспитательное мероприятие на тему: «Историческое и культурное наследие Беларуси».

Гродно - это город, областной центр Гродненской области Беларуси. Город Гродно занимает особое место среди культурно-исторического наследия Беларуси. В Гродно очень много достопримечательностей, многие из них имеют важнейшее значение для всей страны.

Студенты с куратором посетили с экскурсией Новый замок, который сейчас является важной достопримечательностью Гродно. Новый замок был построен непосредственно рядом со старым замком в 1742 году. Этот замок был значительно перестроен в советское время. Хотя данное сооружение и называют замком, особых оборонительных функций оно никогда не выполняло, вообще говоря это был дворец, причем королевский дворец. В обоих замках, новом и старом, сейчас расположены музеи.

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Н.Л.


Воспитательное мероприятие «Городская природа как контекст развития личности»

Студенты 2 группы 6 курса медико-психологического факультета выкроили время 2 ноября 2020 года для мини-экскурсии в мир городской природы. Подсистемы «природа» и «отдых» самоорганизующейся и саморазвивающейся системы города стали предметом обсуждения. Студенты вспомнили, что природная среда – это и дом человека, и контекст развития его личности. Городская природа предстала перед студентами в ином ракурсе, стоило лишь изменить акценты в ее социальном означивании.

Стайка молодых мигрирующих скворцов вдруг стала похожа на группку шумных молодых ребят, когда выяснилось, что эти птицы испытывают эмоции радости от совместного пения, так как, согласно исследованиям 2020 года (Висконсинский университет), их мозг во время такого поведения вырабатывает эндорфины. Ворона серая, семьи которой живут вблизи медуниверситета, стала «собратом по разуму», когда вспомнили, что эти птицы решают многофазные задачи, даже 8-фазные, согласно исследованиям 2014-2019 годов (Новая Каледония), как если бы они были ведущими инженерами. Удивила и социальность ворон, птенцы которых получают статус в своем сообществе в зависимости от статуса родительской семьи.

Студенты отметили, что красивая осенняя природа актуализировала переживание чувства прекрасного и снизила переживание отчуждения, свойственного человеку современной антропоцентрированной цивилизации.


21 октября на кафедре психологии и педагогики совместно с библиотекой прошло воспитательное мероприятие. На встречу сотрудниками библиотеки был приглашён  гродненский поэт, прозаик и пародист Семинский Петр Ярославович.

На встрече присутствовали студенты 15-й группы 2-го курса лечебного факультета.

Петр Ярославович признается, что основное направление его творчества – это любовная лирика, и как бы не хотелось ему отойти от этой темы, все равно он неизменно возвращается к ней. Этой темой, темой любви, так или иначе, проникнуты все его книги – «Счастье всегда впереди», «Белое танго судьбы», «Серебряная сватья», «Полонез миллионной слезинки», «Созвездие фарфоровых щенков». К слову, книга «Созвездие фарфоровых щенков», изданная в 2013 году, признана лучшим детективом страны (автор не без гордости, что вполне заслуженно, отзывается о ней).

 Студенты с удовольствием слушали стихи автора, вдохновленные его эмоциональной манерой исполнения.

Наиболее бурную эмоциональную реакцию вызвали стихотворные пародии нашего гостя, такие как «Мутант», «Голова», «Поцелуй» и некоторые другие. Вкупе с легким юмористическим слогом и самой манерой исполнения автора, получилось очень живо, эмоционально и неповторимо.

На такой хорошей ноте Петр Ярославович и закончил свое выступление, сорвав бурные аплодисменты и получив слова благодарности от студентов…

                             Материал подготовила: Полудень Н.Л., преподаватель кафедры


Воспитательное мероприятие «Материнство: биопсихосоциальные ресурсы»

В рамках Недели матери 12, 13 и 15 октября, студенты 6,7 и 8 групп 3 курса медико-психологического факультета обсудили социальные детерминанты материнства, изучили понятие готовности к родительству (по Г.Г. Филипповой), подискутировали о ресурсах формирования оптимального варианта психологического компонента гестационной доминанты. В практической части встречи студенты смогли провести проективную психодиагностику собственных ресурсов формирования готовности к родительству. Студенты отметили, что более осознанно и эмпатично взглянули на собственных мам.


9 октября на кафедре психологии и педагогики прошло воспитательное мероприятие на тему: «Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Феномен работающего студента»

В качестве приглашенного выступил заместитель главного врача по медицинской части больницы медицинской реабилитации города Гродно Полудень Виктор Николаевич, врач высшей квалификационной категории, один из немногих совмещающий работу администратора с врачом - дежурантом. Виктор Николаевич поделился воспоминаниями о своей студенческой жизни, работе во время учёбы в кардиологическом центре. Обратил внимание на важность работы студентов в клинике для формирования практических навыков будущих врачей. Обсудили ситуацию короновируса и работы студентов в период пандемии. Больница медицинской реабилитации во второй раз развернулась как инфекционный стационар, оказывающий помощь пациентам с COVID 19. Ребята были заинтересованы, задавали много вопросов, на которые гость с удовольствием отвечал. Молодое поколение врачей- наше будущее. Пример врачей - практиков старшего поколения является неотъемлемой частью воспитательного процесса будущих медиков, оказывающий влияние на осознанность выбора будущей специальности.

Мероприятие подготовила и провела: Полудень Н.Л.


28 сентября на кафедре психологии и педагогики совместно с сотрудниками библиотеки  прошло воспитательное мероприятие на тему: «Литературная встреча «Обнимаю тебя строкой…»

 На встречу со студентами  2 курса лечебного факультета была приглашена Антонина Дмитриевна Нуретдинова, старший преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации ГрГУ им. Я. Купалы. Наша гостья публикуется на сайте Стихи.ру, занимается теорией языка, теорией и практикой переводческой деятельности.

«Самая замечательная профессия – будущие врачи!» - так начался диалог Антонины Дмитриевны со студенческой аудиторией. Она прочла свои стихи: «Теплая мелодия», «Лист в траве», «О сомнениях», «Весеннее…», «Камертон», «Вот пропасть бы в плоскости листа…», «Обнимаю тебя строкой…». Студенты задавали  вопросы, на которые у Антонины Дмитриевны были искренние и интересные ответы.

- С какого возраста Вы пишете стихи?

- Помните ли свои стихотворения наизусть?

- Кому посвящаете чаще всего свои произведения?

- Много ли у Вас друзей, которые тоже пишут стихи?

- Кто из современных белорусских поэтов Вам близок?

Мероприятие прошло на одном дыхании. Ребята поблагодарили гостью за интересную встречу, за искренность. Пожелали творческих успехов и пригласили  приходить с новыми стихотворениями.

Материал подготовила: Полудень Наталья Леонидовна,

                                   преподаватель кафедры.


23.09.2020 на кафедре психологии и педагогики состоялась организованная совместно с библиотекой ГрГМУ литературная встреча с поэтами. В гости к студентам 9 и 12 группы 2 курса лечебного факультета пришли гродненские поэты Дмитрий Николаевич Радиончик и поэтесса Игнатюк Екатерина.

Встреча подтолкнула студентов еще раз задуматься о разнообразии человеческой жизни, о роли традиций в становлении человека. Студенты отметили, как разнообразен жизненный мир человека, как разнятся переживания одной и той же личности в разных жизненных ситуациях.


14.09.2020 на кафедру психологии и педагогики в гости к студентам 19 и 20 групп 2 курса лечебного факультета пришла поэтесса Людмила Владимировна Шевченко. Литературная встреча «Когда перо с душою пишет вместе…»  – итог сотрудничества кафедры и библиотеки ГрГМУ.

Людмила Владимировна поразила студентов искренностью и проникновенностью поэтических образов. После встречи студенты задались вопросом, а только ли поэтам открывается правда жизни? Ребята задумались о собственном жизненном пути, о его подлинности.